Гибель "ТУ-154" - не трагическая случайность. Она была запрограммирована теми, кто готовил учения 4 октября. Дело в том, что с территории исследовательского центра Черноморского флота в районе мыса Опук ни в коем случае нельзя было производить стрельбы зенитно-ракетными комплексами С-200, С-300, С-125. Этот полигон до сих пор использовался только морской пехотой и авиацией. То есть раньше во время учений стреляли обычно не с него, а по нему. Иногда отрабатывались и ракетные стрельбы, но только комплексами типа "Оса", дальность которых не превышает 18 километров.
Полигонов для стрельб ракетами ПВО Украине после развала СССР не досталось. У Союза их было два - в Капустином Яру и в Казахстане. Такой парадокс: оружие стране выдали, а мест для стрельбы из него нет. Вот и решили попробовать в Крыму. Не тащить же огромные комплексы, состоящие из двух машин с оборудованием, через границу.
Пострелять, видимо, хотелось очень, потому и пошли на настоящий подлог.
За восемь дней до учений в Крыму через специальное представительство во Франкфурте-на-Майне Украина подала заявку на закрытие района проведения боевых стрельб, которую определило в радиусе 50 километров. Все соседние страны и компании, использующие воздушное пространство в районе Черного моря, были предупреждены, что полеты запрещены именно в этой зоне. Однако уже 5 октября стало известно о том, что в стрельбах принимали участие комплексы С-200, С-300, С-125. Цифры в названиях этих ракет обозначают максимальную дальность их полета. То есть высшие военные чины, планировавшие стрельбы, сознательно подвергали риску все самолеты, находившиеся 4 октября в 300-километровой зоне от мыса Опук.
На украинском сайте "Майдан-информ" высказываются сомнения по поводу того, с чьего арсенала - российского или украинского - была выпущена ракета С-200. Дескать, в обучении участвовали и российская техника, радиолокационные станции и военные корабли. Это чушь. У Черноморского флота просто нет таких мощных зенитно-ракетных комплексов, пуски С-200 вели украинцы. С российского СКР "Пытливый" 4 октября была запущена одна ракета "Оса", которая благополучно поразила мишень на расстоянии девяти километров от полигона.
Но идея у "Майдана" верная. Валить всю ответственность за происшедшее на Украину можно только в том случае, если она скрыла от хозяев полигона, то есть от России, что собирается стрелять из С-200.
Но даже если предположить такое коварство со стороны братского Министерства обороны, возникает вопрос: почему обманутая российская сторона в течение всей прошедшей недели не высказала своего возмущения.
Ряд фактов наталкивает на мысль: и российская, и украинская стороны знали, что ракета подбила "ТУ-154", с самого начала и просто разыгрывали спектакль для Израиля и мирового сообщества.
Во-первых, радиолокаторы, которыми оснащены зенитно-ракетные комплексы, не могли не высветить появление в радиусе 400 километров трех новых мишеней - именно столько гражданских самолетов находилось в тот день в восточной части Черного моря. (Ракета перенацелилась на "ТУ-154" потому, что он был самым крупным из всех.) Обозреватель газеты "Флот Украины" Петр Фечеп полагает, что командование стрельбами сразу же после обнаружения этих новых объектов обязано было остановить стрельбу. Понадеялись, как всегда, на авось - на то, что не промажут мимо настоящей мишени, находящейся в 50-километровой зоне. Не получилось.
Во-вторых, один из свидетелей стрельб, пожелавший остаться неназванным, утверждает: сразу после залпа Александр Кузьмук на глазах у всех в ярости отчитывал подчиненных. (Тот факт, что министр обороны уже 4 октября подавал прошение об отставке, косвенно подтверждает возможность подобной сцены.) Могли ли не заметить ее российские военные наблюдатели, находившиеся на полигоне?
Вспомним, что в первые дни после трагедии в России очень неохотно называли украинскую ракету в качестве одной из версий. Рискну предположить, что если бы на самолете летели не израильтяне, а свои, их бы без лишнего шума записали в очередные жертвы мирового терроризма. И Россия, и Украина легко прощают себе и друг другу ошибки военных. Так было, когда в прошлом году те же войска ПВО поразили жилой дом под Киевом, а Черноморский флот подбил украинский торговый пароход.
И последнее. Минувшей зимой во время кассетного скандала мы могли наблюдать, как ведет себя Леонид Кучма в стрессовых ситуациях. Так вот, на прошлой неделе он был спокоен. Возможно, президент Украины получил от российской стороны некие гарантии того, что инцидент сойдет его военным с рук.
Директор украинского Института политических исследований Сергей Марков считает: отношения между Россией и Украиной носят семейный характер. Нотки раздражения и ненависти, которые иногда возникают, - это обратная сторона любви. Например, если вашу квартиру спалил брат, - какие могут быть претензии? Можно серьезно поговорить с ним, но в суд на брата не подашь. Такая специфика наших отношений сохранится и в будущем.
Применительно к нюансам анализируемых стрельб: действительно, какие могут быть претензии, если брат поджигал квартиру с твоего согласия и на твоих глазах.
Израильская сторона в первые дни после катастрофы также была настроена по отношению к Украине снисходительно. Советник-посланник посольства Израиля Зеев Бен-Арье сказал в интервью еженедельнику "Зеркало недели": "Трагические ошибки подобного рода случались и в прошлом. Но ошибки ни в коей мере не могут расцениваться как акт агрессии". Ошибки ошибками, а вот как расценит израильская сторона последние высказывания Леонида Кучмы о том, что в происшедшем нет ничего особенного, бывают трагедии и помасштабнее?
P.S. Версия "Новой газеты" о причинах трагедии с "ТУ-154", опубликованная в № 73, оказалась абсолютно верной.
|