Вчера прошло расширенное заседание правительства страны, в котором помимо собственно министров приняли участие главы российских регионов, а председательствовал непосредственно президент. Накануне от этого собрания ожидали многого хотя бы потому, что Владимир Путин в Белом доме объявляется только по действительно чрезвычайным ситуациям. Так в последний раз он выбрался сюда, чтобы доходчиво объяснить окружающим: зачем отправил в отставку кабинет Михаила Касьянова. Вчера же ВВП большую часть ожиданий не оправдал, но вместе с тем оказался и предельно предсказуемым.
Итак, чего же ожидали в понедельник от главы государства? Как минимум, нескольких ключевых заявлений. В первую очередь, что он "стукнет по столу кулаком" и, признав некоторых своих записных фаворитов некомпетентными, отправит в отставку министров силового блока. Во-вторых, что потребует предельного ужесточения борьбы с коррупцией на всех этажах российской власти и даже, возможно, постановит создать некий специальный орган с самым широким спектром полномочий. Предполагали, что речь пойдет о действительной реформе спецслужб, взамен случившегося летом "усечения замов", и, вероятно, выделения из их рядов специализированного ведомства для противодействия и борьбы с терроризмом. Некоторые ждали принципиального поворота в стратегии развития страны от федерализма к унитарному государству и...
...И чего мы в итоге дождались?
Николай Патрушев - глава ФСБ, Сергей Иванов - министр обороны и даже менее близкий "к телу" начальник МВД Рашид Нургалиев преспокойно остались сидеть в креслах, будто никакого Беслана, взорванных самолетов и трагедии у метро "Рижская" не было. Расплатился постом только президентский полпред в Южном федеральном округе Владимир Яковлев. Почему именно он? Да, просто более удобного крайнего, чем Яковлев - антагонист Путина еще с времен губернаторствования в Санкт-Петербурге, не найти. Впрочем, далеко "уйти" Владимиру Анатольевичу все равно не суждено. Очередным этапом его назначений на "расстрельные посты" (после вице-премьерства по коммуналке, полпредства на Северном Кавказе и в ближайших его окрестностях - авт.) стала должность министра в новосоздаваемом Министерстве по делам национальностей.
Реинкарнация Миннаца - шаг со стороны Путина, постепенно на практике сдававшего все теоретические постулаты административной реформы Дмитрия Козака, вполне просчитывавшийся. Но именно в нынешней ситуации создание министерства при отсутствии сколь-нибудь выраженной национальной политики государства, выглядит банальным кивком в сторону оппонентов и лишь имитацией "адекватных ответов акутальным угрозам". Тем более о заведомой провальности проекта свидетельствует появление во главе ведомства Владимира Яковлева, который, возможно будучи неплохим строителем, абсолютно ничего не смыслит в тонких нюансах межнациональных отношений.
Взамен Яковлеву на полпредство в Южный федеральный округ отправляется теперь уже бывший руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак. Кроме того, ему поручено и возглавить специально создаваемую Особую федеральную комиссию по Северному Кавказу с "широкими полномочиями по координации деятельности различных федеральных ведомств, а в отдельных случаях - координации действий и силовых ведомств". Оценивать это назначение можно по-разному. Некоторые считают, что "административный реформатор" способен навести столь необходимый в этом регионе порядок. Другие - что потерявший за последний период изрядную долю прежних президентских симпатий Козак, как и Яковлев, отправлен на заклание. Теперь с него Путин начнет спрашивать уже не за ошибки в разруливании кулуарных интриг министров, а за реальную кровь будущих жертв новых терактов. Во всяком случае, учитывая ранг предоставленных полномочий, именно Козак отныне становится здесь ответственным абсолютно за все происходящее.
Как заявил президент, "сейчас вся страна, да и весь мир находятся под впечателением событий в Беслане". Из дальнейших рассуждений главы государства выяснилось, что его "впечатления" суммированы в тезисе о необходимости "укрепления единства страны, госструктур и доверия к ним, создания эффективной системы безопасности". Укреплять же единство Владимир Путин предполагает отменив институт прямых выборов губернаторов. По его мысли, отныне глав регионов будут избирать законодательные собрания субъектов Федераци... исключительно по представлению президента.
Эту часть выступления Путина большинство наблюдателей считают наиболее сенсационной, хотя если разобраться ничего удивительного в прозвучавшем предложении-указе нет. Именно такая практика существовала во времена СССР, о которых после бесланской трагедии президент ностальгирует публично. При наличие примата КПСС фактических руководителей административных образований той поры - первых секретарей обкомов и предисполкомов назначали из центрального комитета партии. Однако для оформления статуса их кандидатуры всегда проходили утверждение через местный совет народных депутатов. Роль этого органа - пустая формальность, которую никто не переоценивал. И именно так поступать отныне постановляет президент, призывая вслух тем самым к созданию унитарного государства, а фактически - к изменению Конституции страны.
Можно только позавидовать уверенности ВВП, параллельно утвердившего целесообразной пропорциональную систему (исключительно по партийным спискам - авт.) выборов в Государственную думу, а значит и отменившего объявленную ЦИК РФ обсщественную дискуссию на этот счет. Видимо, президент вполне убежден, что нынешние Госдума и Совет Федерации одобрят действительно любое его начинание, а потенциальный мятеж вмиг подвисших над пропастью губернаторов он сумеет подавить в зародыше.
Однако масштаб последствий от такого решения вполне может оказаться гораздо большим и худшим, нежели сейчас прогнозируют кремлевские аналитики. Окончательно уничтожая пусть и призрачный консенсус, достигнутый в последние годы между президентской властью и региональными политэлитами, Путин рискует получить ответный "девятый вал" из провинции. Особенно теперь, когда подспудную внутреннюю нестабильность предельно разогрел террор, когда часть регионов - особенно тот же Северный Кавказ, а с ним и Дальний Восток все в меньшей степени экономически идентифицируют себя с метрополией, выживая по собственному разумению. Если теперь выяснится, что в оружении Путина недооценили роль губернаторского корпуса и его влияния, например, на законодательное собрание страны, то Кремль столкнется не только с местечковым бунтами и акциями протеста общественности в Москве, но и с неповиновением парламента, "адекватным ответом" которому останется только введение режима черезвычайного положения и прямого президентского правления по всей стране.
На фоне таких президентских заявлений удивительно невнятно звучат его пассажи о необходимости усиления борьбы с коррупцией власти. Собственно на эту тему прозвучало лишь две сколь-нибудь удобоваримые идеи. Одна из них - "ужесточение ответственности за должностные нарушения, влекущие за собой тяжелые последствия". При этом - ни слова о том, что, в принципе, за взяточничество чиновникам уже сейчас по действующим новеллам УК РФ грозит длительное тюремное заключение, но при повальной коррупции количество реальных уголовных дел до смешного мало - они единичны. А без прозвучавшего ответа: как с этим быть? - можно различным "должностным лицам" хоть расстрелом грозить (до чего, кстати, президент все-таки не дошел - авт.) - ничего страшного с системой не случится и вся борьба останется лишь видимостью.
Как видимостью уже сейчас обещает остаться и работа заявленной Путиным Общественой палаты для контроля за работой госаппарата. Что за "общество" допустят в ее состав, чтобы оно в режиме дискуссии "контролировало госаппарат, включая правоохранительные органы и спецслужбы", наверное, даже рассуждать смысла не имеет. Да и "дискуссии" - совсем не то, чего рассчитывали дождаться от президента в разноголосом хоре всевозможного рода либералов, призываюших установить гражданский контроль над чиновничеством.
Трудно представить, что высказывая такие конкретные соображения в череде общих фраз об "адекватности" и "ответственности", президент не понимал, заведомую тщетность подобных мер. Да и общее впечатление от совещания, особенно на фоне предшествоваших ему ожиданий, оказалось каким-то безрадостным. Раз президент не наказал никого из своих поверенных, очевидно проспавших начало, по их же словам, "войны, развязанной терроризмом" и даже не дал намека, что такое наказание в принципе возможно, значит, как вывод, нет никаких гарантий от повторения случившегося. Также и чиновничество в своей массе получило определенный сигнал: проблема воссоздания СССР, если не в территориальных границах империи, то хотя бы в методах управления согражданами Кремлем востребована. Так и пойдем?
|