Во вторник вечером около 20:00 в районе универмага «Крестовский» на площади перед Рижским вокзалом произошел взрыв. По показаниям свидетелей взрывное устройство привел в действие террорист-самоубийца. По версии МВД женщина-смертница направлялась ко входу станции метро «Рижская», но, увидев милицейский патруль проверявший документы, привела бомбу в действие. В связи со взрывом в Москве усилены меры безопасности, сообщили РБК в столичном ГУВД. В соответствии с планом специальных мероприятий на усиленный вариант несения службы переведены подразделения патрульно-постовой службы, ГИБДД и специальные подразделения.
При взрыве в Москве погибли 10 человек, 33 ранены (позже эта цифра выросла до 51 пострадавшего), сообщил глава ЦОС ФСБ Сергей Игнатченко. Взрыв произошел между входом на станцию метро «Рижская» и павильоном игровых автоматов, когда в радиусе поражения находилось максимальное количество людей. Мощность взрывного устройства, взорванного на площади перед Рижским вокзалом, составляет до 1 кг в тротиловом эквиваленте, сообщил мэр Москвы Юрий Лужков, прибывший на место происшествия. По его словам, взрывное устройство было начинено болтами и другими металлическими предметами для более сильного поражения. Взрывное устройство привела в действие женщина-смертница, сообщил Юрий Лужков. По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статьям 105 «Убийство» и 205 «Терроризм».
Около 10 часов вечера Президент РФ Владимир Путин был проинформирован о взрыве на Рижской площади в Москве. К этому времени взрывотехники ФСБ и оперативники ГУВД Москвы сосредоточились на версии о террористке-смертнице. По их данным устройство, которое привела в действие террористка-смертница у станции метро «Рижская», - нетрадиционное для шахидок, сообщил журналистам мэр столицы Юрий Лужков. По его словам, мощность данного взрывного устройства оценивается до 1 кг в тротиловом эквиваленте, а обычно шахидки используют взрывные устройства меньшей мощности. По мнению мэра, целью использования данного взрывного устройства был максимальный поражающий эффект.
За последний месяц это уже второй теракт в столице. Во вторник Прокуратура Москвы приняла решение о переквалификации уголовного дела о взрыве на Каширском шоссе 24 августа со статьи «Хулиганство» на статью «Терроризм». Как сообщили РБК в пресс-службе столичной прокуратуры, такое решение принято на основании предварительных заключений о результатах исследования взрывного устройства, сработавшего на автобусной остановке. В результате взрыва пострадали четыре человека - трое мужчин и одна женщина. Не исключено, что данный теракт был проверкой бдительности спецслужб и милиции накануне теракта в районе метро «Рижская».
У следователей ФСБ, возможно, уже есть рабочая версия о том, кто мог исполнить теракт. По данным «Известий», женщина-смертница могла приехать в столицу вместе с организаторами взрывов самолетов Ту-154 и Ту-134 – Амнат Нагаевой и Сацитой Джебирхановой. Вместе с ними в Москву могли приехать еще две террористки. Роза Нагаева (сестра Амнат) и Марьям Табурова снимали квартиру в центре Грозного вместе с предполагаемыми виновницами взрывов самолетов. Около 9 часов утра в воскресенье, 22 августа все четверо выехали на пассажирском автобусе из дагестанского города Хасавюрт в неизвестном направлении. Что случилось в дальнейшем с Нагаевой и Джебирхановой, все знают, а вот, где сейчас находятся другие две женщины, - неизвестно. Не исключено, что они тоже прибыли в Москву, считает издание.
После теракта может произойти реорганизация силовых структур, поводом для которой станет не очень удачная борьба с терактами. Террористы уже несколько раз совершали в Москве теракты с использование женщин-смертниц. Самыми громкими из них стали взрыв во время рок-фестиваля в Тушино 5 июля 2003 года и взрыв 6 февраля 2004 года, когда террористка взорвала вагон московского метро. Несмотря на усиленный режим несения службы, сотрудникам МВД и ФСБ удается пресечь не все теракты. Кроме того, летом этого года боевики совершили дерзкое нападение на Ингушетию, а террористы одновременно взорвали два самолета в воздухе. Позже выяснялось что в обоих случаях у спецслужб была возможность проверить и задержать вероятных исполнителей акций или пресечь их действия, но информация не была вовремя принята к сведению.
|