Проблемы у Меритбанка начались три месяца назад, практически одновременно с обанкротившимся «Кредиттрастом» - одним из банков-корреспондентов, работавших с Меритбанком на рынке межбанковских операций. 8 июля кредитное учреждение прекратило выплату наличности. Как рассказал ГАЗЕТЕ источник, близкий к банку, «все участники рынка еще в мае поняли, что Меритбанку не жить и он почти покойник. Название этого банка фигурировало во всех черных списках». Эту информацию ГАЗЕТЕ подтвердил начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов: «Ничего неожиданного в происшедшем я не вижу, не секрет, что банк давно уже нормально не проводил операции».
Однако банк держался. На 1 апреля 2004 года активы Меритбанка составляли 2,78 миллиарда рублей, собственный капитал - 554 миллиона рублей. Частных вкладов было немного - около 10 миллионов руб., но уже в июле эта цифра уменьшилась почти втрое - до 3,5 млн. рублей. Вскоре руководство Меритбанка приняло решение сократить количество обменных пунктов со ста до двух десятков.
Другой источник на условиях анонимности сообщил ГАЗЕТЕ, что "банк подкосила нехватка ликвидности, как в "Диалог-Оптиме" и других банках. Он занимался "серыми" операциями, и весь рынок об этом знал. Когда началась банковская чистка, крупные контрагенты, такие как МДМ-Банк и Альфа-Банк, решили закрыть на него лимиты". При этом на сайте банка до сих пор сообщается, что его название произошло от английского merit - "заслуживающий доверия". Впрочем, вкладчикам банка сейчас не стоит беспокоиться за сохранность своих сбережений - в России уже действует закон, по которому до 100 тысяч рублей во всех банках компенсируется населению полностью.
Вчера Центробанк принял решение ввести в проблемный банк временную администрацию. Как сообщает департамент внешних и общественных связей ЦБ, в банке на полгода приостанавливаются полномочия коллегиального и единоличного исполнительных органов управления. При этом Центробанк не стал отзывать у кредитного учреждения лицензию. По мнению некоторых экспертов, у банка еще сохраняются шансы возобновить работу.
В самом Меритбанке ГАЗЕТЕ отказались что-либо комментировать. «Вам, журналистам, что, делать нечего? Что вы все сюда звоните?» - раздавалось из телефонной трубки. Потом последовал отбой. После этого руководство банка предпочло скрываться - то оно «находилось на совещании», то «разъехалось по домам».
Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян считает, что такое поведение сотрудников банка связано с тем, что ему сохранили лицензию. «Сейчас там Центробанк поработает, может, банк и удастся спасти».
Между тем банковское сообщество осознало, что в чрезвычайных ситуациях рассчитывать только на собственные силы тяжело, и решило создать "кассу взаимопомощи". АРБ надеется, что до конца этого года будет завершена работа по созданию антикризисного пула банков. По этому проекту коммерческие банки добровольно будут по мере необходимости помогать кредитами нуждающимся банкам.
Подобный проект в разгар кризиса уже пытались реализовать российские банкиры. Они хотели создать "белые" списки банков. Однако критерии внесения в них кредитных учреждений не были определены, и идея была заморожена.
Сейчас создание подобного пула невозможно без участия госструктур. Ассоциация ведет переговоры по этому поводу с Банком России и Минфином. Правда, вчера глава АРБ Гарегин Тосунян заявил, что создание пула будет зависеть еще и от того, когда «энное количество банков сможет договориться друг с другом и с ЦБ России».
Если пул заработает, уверенно чувствовать будут себя не только так называемые сырьевые банки (Альфа-Банк, Росбанк, Газпромбанк, "Петрокоммерц", Автобанк-НИКойл, Импэксбанк и другие), "завязанные" на предприятия и их акционеров, способных в нужное время обзавестись «финансовой подушкой» из нескольких сотен миллионов долларов. У мелких и средних банков появится возможность подзанять денег в кризисной ситуации.
|