Взять хотя бы сделку по слиянию «Тюменской нефтяной компании» и английской «British Petroleum», в результате которой образовалась крупнейшая нефтедобывающая компания «ТНК-BP», а акционеры «ТНК» Михаил Фридман, Виктор Вексельберг и Герман Хан неплохо на этом заработали. Тогда шли разговоры о том, что таким образом Михаил Фридман готовится покинуть страну. Появлялись и информация о том, что «Альфа-групп» может продать другие свои активы, в частности, торговую сеть «Перекресток» и даже «Альфа-банк». Но время идет, слухи остаются слухами, а империя Михаила Фридмана продолжают успешно функционировать.
Хотя в последние несколько месяцев успех стал «Альфе» изменять. Сначала «Альфа-Шереметьево» не удалось стать единственной управляющей компанией крупнейшего российского аэропорта Шереметьево — пришлось делиться этим «пирогом» с «Аэрофлотом». Затем, когда в разгар лета в стране произошел банковский мини-кризис, одним из пострадавших оказался «Альфа-банк». Для спасения своего финансового детища, его акционерам, в том числе и Михаилу Фридману, пришлось срочно аккумулировать собственные средства — почти 1 миллиард долларов, которые пошли на увеличение уставного капитала банка. И вот новый тревожный звонок — швейцарское правосудие уличило подразделение «Альфа-групп» «Альфа-Эко» в том, что его дочерние оффшорные компании являются недобросовестными приобретателями блокирующего пакета российского сотового оператора «Мегафон».
Сделка по покупке компанией «Альфа-Эко» 25,1% акций «Мегафона» была озвучена в августе прошлого года. Изначально этот пакет принадлежал дочернему предприятию компании «ЛВ Финанс», но, пройдя в раздробленном виде через руки многочисленных оффшорных компаний, попал к «Альфа-Эко». Сразу же после придания гласности этой сделке, о своих притязаниях на этот пакет акций заявил миноритарный акционер «Мегафона» инвестиционный фонд IPOC. Этот фонд еще раньше — в 2001 году — договорился с «ЛВ Финанс» о продаже акций набирающей обороты сотовой компании, в связи с чем и были заключены два соответствующих опционных соглашения по принципу «акции в обмен на инвестиции». Со своими претензиями IPOC обратился к швейцарскому правосудию, которое является признанным авторитетом в области разрешения имущественных споров.
Арбитражный трибунал Международной торговой палаты, расположенный в Женеве, в течение нескольких месяцев расследовал события, предшествующие сделке между «Альфой» и «ЛВ Финанс», и в конце концов пришел к выводу, что структуры «Альфа-групп» не являются добросовестными покупателями акций ОАО «Мегафон». Более того, по мнению женевских судей, «Альфа» предварительно проводила юридическую и финансовую экспертизу «ЛВ Финанс» и была прекрасно осведомлена о правах IPOC на акции «Мегафона».
Очевидно, что такой поворот событий никак не может устраивать «Альфа-групп», для которой покупка контрольного пакета акций «Мегафона» была вдвойне выгодной сделкой, так как позволяла контролировать конкурента своего сотового оператора «Вымпелкома». Поэтому, комментируя итоги суда, финансово-промышленная группировка старается принизить свою роль, заявляя о своем неучастии в процессе. Но эта ситуация, естественно, не идет на пользу Михаилу Фридману, ведь именно благодаря двум сделкам — продаже 50% акций ТНК британской ВР за 7,7 млрд долларов США и покупке контрольного пакета акций «Мегафона» он заслужил признание западного бизнес-сообщества. А если сделки не было, а тем более если она была проведена обманным путем, то и о репутации серьезного бизнесмена, входящего в мировую элиту, остается только мечтать.
|