Очереди на границах России стали привычной картиной.
На днях прокуратура Калининградской области направила в областной арбитражный суд заявление о том, что итоги состоявшегося 2 августа аукциона по продаже квот на ввоз иномарок в Калининградскую область признаны недействительными. Такая мера связана с недавним арестом местного вице-губернатора Саввы Леонова (его подозревают в получении взятки в 150 тыс. долларов). Однако пока чиновники и правоохранительные органы решают, как быть с квотами, на территории Польши стоят сотни автомобилей, которые калининградцы не могут ввезти в Россию.
Герман Попов несколько лет копил деньги на иномарку. И наконец в начале августа приобрел в Германии пятнадцатилетний «Мерседес», пригнал его на польско-российскую границу и здесь узнал неожиданную новость: губернатор области Владимир Егоров своим постановлением № 388 от 10 августа приостановил выполнение действий, связанных с проведением последнего аукциона и создал специальную комиссию по проверке итогов торгов. К ней подключилось Главное контрольное управление администрации области.
Пока суд да дело, Герман Попов и еще свыше трехсот российских частных автовладельцев застряли на границе. Корреспондент «НИ» побывал на польской стороне и удостоверился: все автостоянки в приграничных польских городах Голдапе, Барташицах, Безледы забиты иномарками, привезенными сюда с авторынков Европы – на радость полякам, которым российские граждане платят солидные деньги. Те, кому не досталось места на стоянках или у кого нет средств на их оплату, уже две недели живут в самих автомобилях. От активных форм протеста – например, перекрытия магистрали – их сдерживает лишь недавнее обещание губернатора в течение десяти дней разрешить конфликт.
«Загорающих» в Польше со своими автомобилями обозленных российских граждан успокаивают обещаниями: до 25 августа должно состояться заседание комиссии, которая назначит дату нового аукциона. Торги пройдут через месяц. То есть застрявшие на границе предприниматели смогут ввезти своих «железных коней» не раньше октября. Тем же, кто не хочет «загорать» на платных польских стоянках, чиновники областной администрации советуют переправить иномарки в Калининградскую область, но… уплатив полную сумму всех отчислений в соответствии с общероссийским законодательством, то есть без права воспользоваться льготой свободной таможенной зоны. Для Германа Попова эта сумма составляет 3750 евро. ( При «растаможке на область» он заплатил бы 1 тыс. евро.) Таких денег у него, как и у большинства перегонщиков, нет.
«Как вы понимаете, не таможенники должны искать способы разрешения создавшейся ситуации, – заявил «Новым Известиям» заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов Северо-Западного таможенного управления Дмитрий Чемакин. – Положение, в котором оказались российские граждане, незавидное. Но мы можем им только посочувствовать, сделать что-то сможем только после поступления указаний от губернатора или правительства».
Губернатор же после ареста своего заместителя заявил, что требовать в такой момент отставки администрации могут только провокаторы. У региона, мол, проблем выше крыши: нужно доводить до ума объекты федеральной целевой программы, убирать урожай, готовиться к зиме, верстать бюджет 2005 года... Сказал – и через сутки вместе с несколькими замами отправился в отпуск.
«Я понимаю состояние людей, которые сидят на польской территории, – рассказывает «НИ» и.о. губернатора Олег Шлык, – и стараюсь сделать все, чтобы облегчить их судьбу». По его словам, новые торги пройдут по новой схеме: лоты будут разбиты на более мелкие – по 20, 50 и 100 автомобилей. Если прежде лот включал в себя 3800 авто, а его залоговая стоимость составляла 380 тыс. долларов, то теперь за минимальный лот (20 машин) надо внести 2 тыс. долларов.
Переданное корреспондентом «НИ» предложение автоперегонщиков не «кормить» поляков, выкладывая немалые деньги за платную стоянку, а перегнать автомобили на российские таможенные склады временного хранения, исполняющего обязанности губернатора заинтересовало. В нашем присутствии он проконсультировался с начальником местного таможенного управления. Таможня готова пропустить российских граждан и их автомобили на российскую территорию, а вот склады временного хранения уже не в ее компетенции. Чтобы решить проблему с перемещением нерастаможенных автомобилей на склады временного хранения, необходимо волевое решение правительства РФ. Круг замкнулся. «Что нам делать? – спрашивают Герман Попов и сотни других российских граждан, ставших заложниками ситуации. – Чиновники берут взятки, а страдаем мы».
|