Областное правительство сокращает аппарат, а законодатели его увеличивают
Сегодня открывается первое после летних каникул заседание Законодательного собрания Ленинградской области. Вполне рабочее (повестка дня насчитывает 43 вопроса), но при этом внеочередное, поскольку на нем будет обсуждаться 7 законопроектов об установлении границ и наделении соответствующим статусом семи муниципальных образований. Речь идет фактически об изменении административного устройства области. Теперь статус МО получат городские и сельские поселения, а затем уже они будут объединены в муниципальные районы. До сих пор именно районы назывались муниципальными образованиями, а делились они на волости.
Работа нынешнему составу областного Закса предстоит серьезная. Помимо реформы муниципальной депутатам осенью предстоит заняться реформой административной. Время действительно пришло. Ведь в нынешнем году Законодательное собрание Ленобласти отмечает десятилетний юбилей. За это время, как свидетельствуют сами народные избранники, были приняты многие законы и нормативные правовые акты, позитивно отразившиеся на развитии Ленинградской области.
Но, как отмечает в своем выступлении на последнем перед каникулами заседании областного парламента его председатель Кирилл Поляков, «в стране набирает темпы административная реформа». Губернатор Валерий Сердюков на июльском заседании высказал мнение о необходимости срочного сокращения численности госслужащих, работающих в органах исполнительной власти области, на 30 процентов. Такое сокращение начинается в областном аппарате исполнительной власти уже в сентябре. «Законодательное собрание Ленинградской области всецело поддерживает инициативы, связанные с реализацией конкретных шагов по осуществлению административной реформы, и приветствует такое решение губернатора», - заявляет Кирилл Поляков.
Между тем на деле получается, что депутаты не против сокращения в органах исполнительной власти. А когда речь заходит о бюджетных расходах на власть законодательную - губернаторской решимости народным избранникам недостает. В речи областного спикера содержатся сетования на то, что «депутаты на постоянной основе не работают в отдельных кабинетах». «Сегодня, - говорит в своем выступлении Кирилл Поляков, - депутаты на постоянной основе работают по 2 - 4 человека в помещении 8-10 квадратных метров, а условия труда сотрудников аппарата вообще зачастую противоречат нормам, прописанным в Трудовом кодексе».
Неоднократно высказывалась мысль, что переход народных представителей на постоянную работу в парламенте работает на повышение его профессионализма. Так что вполне естественно, что и законодатели Ленобласти стремятся повысить качество своей работы. Единственное - возникает резонный вопрос о сочетании качества и цены.
Обратимся к реальным фактам. В первом созыве областного парламента в 1996 году насчитывалось 25 народных избранников, из которых только 7 человек работали на постоянной основе. Во втором созыве, к 2001 году общая численность депутатского корпуса увеличилась вдвое, а депутатов-профессионалов стало уже 21. Сегодня на постоянной основе работают уже 32 человека. Аналогично рос и аппарат собрания: с 25 человек в 1996 году до 95 в настоящее время.
Теперь можно сравнить фактические расходы жителей области на своих законодателей. В 2001 году в целом по смете была исполнена за год сумма 51 миллион 493 тысячи рублей. А в нынешнем уже запланирована и утверждена Собранием сумма более чем в три раза большая - 180 миллионов 563 тысячи рублей. Депутаты осваивают все новые административные территории. В 2000 году Законодательному собранию хватало 32 кабинетов общей площадью 512 квадратных метров. На начало нынешнего года уже было мало 40 кабинетов общей площадью 609 квадратных метров. В настоящее время выделяются еще 6 комнат площадью 120 квадратных метров плюс идет обсуждение проблемы переезда Закса в отдельное здание (сейчас депутатам приходится делить крышу над головой с исполнительной властью). Не забывают законодатели и о транспортном обеспечении: с 9 автомашин в 1998 году депутатский автопарк вырос до 28 автомобилей по состоянию на июль нынешнего. А на второе полугодие уже выделено 4 миллиона 250 тысяч рублей на приобретение 10 новеньких иномарок. Наконец, лишь два года назад в бюджетных расходах на содержание законодательной власти появилась статья «Жилищное строительство». Депутаты из дальних районов области должны иметь квартиру в столице своего субъекта Федерации, которым является Санкт-Петербург. Так что необходимо выделять миллион - другой на приобретение служебной площади для «иногородних» законодателей.
Вообще получается, что идеалом для областных депутатов считаются их петербургские коллеги. Количество законодателей в обоих регионах одинаково. Но, как уточняют в областном Заксе, у петербургских есть 4 оплачиваемых помощника и специальная статья расходов в смете парламента. А вот у областных - в штате только один оплачиваемый помощник, а юридическую экспертизу и подготовку законопроектов проводит правовое управление, работа над созданием и развитием которого сейчас идет и, разумеется, требует дополнительных средств. Однако, наверное, стоит сравнить также и численность населения двух субъектов Федерации: в Петербурге - 4,5 миллиона жителей, а в области - около полутора миллионов. Да и с точки зрения сложности управления - экономики, социальной жизни - два соседних региона трудно сравнивать. Есть ли смысл равняться на расходы петербургского парламента?
Получается, что административная реформа понимается двумя ветвями областной власти по-разному. Одни расходы сокращают, другие - увеличивают. Впрочем, на эффективную и грамотную власть никаких денег, разумеется, не жалко.
|