На этой неделе российская таможня в очередной раз отмечает свой профессиональный праздник. Помощники уже подготовили для председателя ГТК Михаила Ванина праздничный доклад, в котором будет много пышных слов и высоких показателей. Ванин должен произвести впечатление на президента Путина и премьера Касьянова. Главным козырем будет, конечно, цифра таможенных сборов, которые обеспечивают около 40% доходной части федерального бюджета. Ванин, однако, прекрасно понимает, что сама по себе эта цифра, от которой хмелел прежний глава государства, сегодня уже не будет считаться основным показателем качества работы таможни. И тем более не может служить индульгенцией руководству ГТК, деятельность которого оказалась под пристальным вниманием Генпрокуратуры.
Еще в декабре прошлого года начальник управления по надзору за исполнением налогового законодательства Генпрокуратуры А.Мурзин направил генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову рапорт по итогам проверки московской транспортной прокуратурой работы Центральной таможни. "На сегодняшний день внешнеторговый бизнес полностью криминализирован, - говорится в этом документе. - Колоссальный оборот так называемого черного нала открывает неограниченные возможности для подкупа сотрудников таможенных органов". В приложенном к рапорту анализе практики прокурорского надзора за исполнением законности в таможенной сфере приводятся столь многочисленные факты системных нарушений, что впору бить тревогу на самом высоком уровне. Из представленных генеральному прокурору Устинову документов становится ясно: система таможенных органов не просто срослась с криминальными группировками, но и прогнила насквозь начиная с самого верха.
О чем говорить, если в одной из центральных газет была недавно опубликована распечатка конфиденциальной "беседы" зампреда ГТК генерала Гутина с руководителем одной из коммерческим фирм. Высокопоставленный таможенник признается, что "мочил бизнесменов" по заказу генерала Орлова, бывшего помощника экс-главы МВД. Нынче этот милицейский чин скрывается от правосудия за рубежом. Он тайно бежал, благополучно пронеся через Шереметьевскую таможню не менее 100 миллионов долларов!
Этот вопиющий факт не остался без внимания Генпрокуратуры. Здесь уже расследуют возбужденное в минувшем сентябре уголовное дело в отношении "черных таможенников" в генеральских мундирах по ст. 286 ч. 1 - "Превышение служебных полномочий". Однако спрут ГТК так просто не возьмешь - эта устойчивая преступная группировка накрепко привязала к себе тысячи российских экспортеров, впавших в зависимость от таможни, десятки отраслей экономики, от которых зависит безопасность государства.
Только последняя проверка таможни Счетной палатой РФ выявила колоссальные суммы ущерба, нанесенного структурами ГТК федеральному бюджету путем различных махинаций при реализации конфискованных товаров. Преступные схемы просты как дважды два. Например, в случаях с московскими Западной и Восточной таможнями это укрывательство арестованных товаров, умышленное занижение их стоимости, передача функций реализации аффилированным фирмам. На Западной таможне - она специализируется на реализации конфискованных иномарок - ГТК создал несколько коммерческих структур. Этим фирмам в нарушение закона об открытых тендерах передавалось практически монопольное право торговать арестованным добром, получая при этом комиссионные, по размеру вдвое превосходящие максимально разрешенные соответствующей инструкцией Таможенного кодекса.
Наступление таможенного криминала идет по всем направлениям. Здесь и занижение пошлин по предварительному сговору с импортерами, и манипуляции с возвратом НДС экспортерам, и махинации со складами временного хранения... О соотношении "чистых" и "черных" денег таможни можно судить хотя бы по такому характерному примеру. По данным Госкомстата, ГТК ежегодно растаможивает около 12 тысяч телевизоров, но при этом каждый год в стране продается более 2 миллионов телеприемников иностранного производства. Иначе говоря, таможню проходит только 0,5% всех импортируемых в Россию товаров! Все остальное идет мимо казны. Не случайно проверявший ГТК начальник управления Генпрокуратуры Мурзин отметил, что "весь беспредел, который творится в таможенной сфере, создан и сознательно поддерживается определенной группой так называемой "элиты"... и направлен на ее безнаказанное обогащение".
Между прочим, еще в пору своего премьерства - осенью 1999 года - Владимир Путин докладывал президенту Ельцину о том, что ГТК крайне плохо выполняет возложенные на него функции. Однако тогда председатель Таможенного комитета Михаил Ванин сумел усидеть в своем кресле. В правительственных кругах поговаривали, будто главного российского таможенника спасло покровительство его высокопоставленного приятеля.
Можно предположить, что все это время президент Владимир Путин, привыкший доводить начатое до конца, не выпускал из поля зрения проблему ГТК. Но для борьбы с таможенным спрутом требовался не только закон, но и сильный кулак. Теперь, когда работа по укреплению вертикали власти дала обнадеживающие результаты, а наиболее одиозные фигуры вытеснены за пределы Кремля и Белого дома, у президента появилась реальная возможность окончательно разворошить осиное гнездо ГТК. Нынешняя активизация Генпрокуратуры в отношении таможни - свидетельство того, что "контртеррористическая операция" по зачистке ГТК уже началась.
|