Администрация президента США Джорджа Буша подала жалобу России в связи с атакой на нефтяную компанию ЮКОС, что отрицательно сказывается на ценах на нефть. Об этом в четверг сообщил источник агентства Reuters в администрации Буша.
Служба судебных приставов Минюста России, которая в рамках исполнительного производства арестовала акции «Юганскнефтегаза», заявила, что пакет акций (размер не уточняется) этой компании, принадлежащий ЮКОСу, будет оценен независимыми оценщиками и передан в специализированную организацию для продажи. Ранее Минюст писал, что отбор оценщиков для проведения оценки акций «Юганскнефтегаза» провела рабочая группа, сформированная из представителей Службы судебных приставов Минюста, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и Федеральной службы по финансовым рынкам. Участники фондового рынка, в большинстве своем, были убеждены, что оценка ключевого подразделения разрушаемой компании будет проведена «по-тихому», и оценщиком выступит какая-то, близкая к силовикам, компания. Сам ЮКОС тоже был в этом уверен, и даже пригрозил потенциальным покупателям судебными преследованиями в случае продажи «по несправедливой цене». Однако вышло иначе – выносить вердикт о том, сколько стоит «Юганскнефтегаз», будет оценщик с мировым именем. Все аналитики единогласно сошлись во мнении, что поскольку инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein – старейший представитель этого бизнеса среди европейских банков, имеющий огромный опыт работы и достойную репутацию, то оценку «Юганскнефтегаза» он будет производить качественно. По-крайней мере, лучше, чем это сделал бы российский оценщик.
«Все оценщики работают одинаково, вопрос только в том, сможет ли этот банк пожертвовать своей репутацией, чтобы занизить оценку «Юганскнефтегаза».
Dresdner Kleinwort Wasserstein (DrKW) – дочка Dresdner Bank, входящего в финансовую группу Allianz Group. Банк одним из первых среди западных финансовых организаций – в 1972 году – открыл представительство в СССР. В России DrKW предоставляет финансовые консультации государственным учреждениям, российским компаниям и финансовым организациям с 1994 года через свои офисы в Москве и Санкт-Петербурге.
Банк неоднократно консультировал российское правительство в приватизационных сделках – по ОНАКО (2000 год), «Кузнецкуглю» (2001), «Междуреченскуглю» (2000), «ЛУКойлу» (продажа части госпакета в 1999 году). Банк пересекался и с ЮКОСом – в 2002 году DrKW выступил советником Benton Oil and Gas (сейчас Harvest Natural Resources) в сделке по продаже доли в Arctic Gas ЮКОСу за $220 млн. Также банк консультировал «ЛУКойл» в сделке по приобретению канадской Bitech Petroleum за $82 млн, Gallaher Group – в покупке табачной фабрики «Дукат» за $391 млн, Ruhrgas AG – при приобретении 2,5% Газпрома за $660 млн у РФФИ.
DrKW в последние годы стал одним из основных финансовых консультантов «Газпрома». В октябре 1996 года DrKW совместно с Morgan Stanley выступили глобальными координаторами и финансовыми консультантами размещения американских депозитарных акций «Газпрома». В феврале 2003 года DrKW был одним из организаторов размещения еврооблигаций «Газпрома» в объеме $1,75 млрд.
До сих пор существует только две, полярные, оценки возможной стоимости «Юганскнефтегаза». Обе они исходят из самого ЮКОСа. Минимальная цена – $1,75 млрд может быть получена за имущество «Юганскнефтегаза», если учитывать его балансовую стоимость. Максимальная – $30,4 млрд – сделана консалтинговой компанией DeGolyer and MacNaughton и представляет собой оценку текущей стоимости доказанных и вероятных запасов нефти на тех месторождениях, где работает «Юганскнефтегаз». Аналитиков не смущает то обстоятельство, что DrKW в последние годы тесно сотрудничает с госкомпаниями – «Газпромом», «Роснефтью» и «Транснефтью». Первые две из них часто называются претендентами на добывающие активы ЮКОСа.
«Очевидно, что так как это старый западный банк с достаточно старой репутацией, то скорее всего они не станут ставить на карту свою репутацию и занижать оценку «Юганскнефтегаза», что было бы в интересах правительства. Поэтому данную новость следует воспринимать позитивно», – полагает аналитик по нефти и газу финансовой корпорации «НИКойл» Лев Сныков.
«Все будет зависеть от того, как будет оценена компания. Если ее стоимость будет оценена выше долгов компании ЮКОС, то вполне вероятно, что на продажу будет выставлена часть акций «Юганскнефтегаза», а другая часть останется за ЮКОСом, – сообщил «Газете.Ru» аналитик по нефти и газу инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Мангилев. – Вопрос заключается в том, что над ЮКОСом висят и другие долги, и не исключено, что пока «Юганскнефтегаз» будет находиться под арестом, эти долги, предъявленные МНС компании, уже будут подтверждены судебным решением».
По мнению Льва Сныкова, если «Юганскнефтегаз» будут продавать, то весь, целиком. Продавать эту компанию по частям не выгодно для государства, потому что тогда пострадает деятельность компании, возникнут сразу определенные сложности с реорганизацией компании. Это было бы нелогично – у ЮКОСа есть более маленькие активы, например «Томскнефть» и «Самаранефтегаз», которые можно продать. «А если государство берется сразу за крупный актив, это значит, что оно хочет реализовать его целиком», – добавил Сныков. Аналитик по нефти и газу инвестиционной компании «Метрополь» Евгений Сацков недоумевает:
«Это совсем нелогично, когда продается компания, которая стоит $13–15 млрд, для того чтобы оплатить $3,4 млрд,
Юганскнефтегаз – основная добывающая «дочка» ЮКОСа, на его долю приходится около 60% добычи и свыше 70% всех запасов НК ЮКОС.
которые ЮКОС должен по тем требованиям, которые были подтверждены судом».
«Логичнее было бы продавать те активы компании, которые не oсновные, или те, чья стоимость соответствует размеру требований», – отметил Сацков.
«Если банк выйдет со справедливой оценкой, которая будет превышать $10 млрд, то встанет вопрос, что, может, и не нужно продавать этот актив.
Есть еще риск, что банк может произвести недостоверную оценку компании, занизив ее стоимость.
Всегда, наверное, тот, кто нанимает какую-либо компанию для оценки, он так или иначе может влиять как-то на оценку. В случае с этим банком это менее вероятно, но все равно мы до конца не знаем, насколько DrKW дали самостоятельность в принятии данного решения.
Хотя это международный банк, и если он существенно занизит стоимость «Юганскнефтегаза», то это будет серьезный удар по его репутации, поэтому я думаю, что они попробуют выйти с более объективной оценкой этого актива», – заключил Сацков.
Российский фондовый в целом отреагировал на решение Минюста о выборе оценщика позитивно. Под конец торгов акции НК ЮКОС выросли на ММВБ на 16,7% поднялись до 113 рублей 20 копеек за акцию, и на РТС – на 5,56%, до $3,8.
|