Во вторник совет директоров ОАО «НК «Роснефть», 100% которой принадлежат государству, избрал своим председателем замглавы президентской администрации Игоря Сечина. До него эту должность занимали представители правительства – сначала министр экономики Герман Греф, а затем министр энергетики Игорь Юсуфов.
Представители правительства на сей раз стали заместителями председателя: это руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян и и. о. заместителя руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Юрий Медведев
Имя Игоря Сечина как нового председателя совета директоров «Роснефти» называли уже давно. После 25 июня, когда собрание акционеров компании избрало новый состав совета директоров, в который вошел и Сечин, о его будущем назначении на этот пост говорили, как о деле решенном. Акционер у «Роснефти» один – государство, так что ожидания выглядели вполне логично.
Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский расценил решение собрания акционеров как очередной этап процесса по разделу активов ЮКОСа.
По его мнению, в деле ЮКОСа «побеждает концепция, которую олицетворяет замруководителя администрации Игорь Сечин: создать холдинг на базе «Роснефти» и «Газпрома», куда перейдет примерно половина активов ЮКОСа. Сам ЮКОС, скорее всего, не будет объявлен банкротом, тем самым формально обещание президента будет выполнено».
Главой нового холдинга, заявил Станислав Белковский, будет лично г-н Сечин.
«С экономической точки зрения формирование такого холдинга – чистый абсурд, – считает аналитик ИК «Финам» Марина Лукашова. – «Газпром» сам по себе достаточно неэффективная компания, «Роснефть» тоже не может похвастаться высокими результатами. Объединить их, да еще и добавить к ним юкосовские активы – значит создать монстра, управлять которым будет практические невозможно».
В то же время нельзя и списывать эту версию со счетов.
«Я не стала бы исключать вероятность даже и такого одиозного развития событий», – сообщила Лукашова «Газете.Ru». – Год назад, когда на конференции один из участников завел речь о возможности национализации, ползала демонстративно вышли. Сегодня его слова воспринимаются как пророчество».
Начальник аналитического отдела ИК «Файненшл Бридж» Станислав Клещев продолжает придерживаться мнения, что покупателем активов ЮКОСа выступит не «Роснефть», а «Сургутнефтегаз», располагающий значительными свободными средствами. Он предполагает, что цена, скажем, ОАО «Юганскнефтегаз» будет все же выше, чем $1,75 млрд, за которые, по мнению ЮКОСа, его готова продать служба судебных приставов.
Впрочем, считает Станислав Клещев, это не будет означать, что государство лишится контроля над этими активами.
«Роснефть», «Газпром» и «Сургутнефтегаз» – операторы проекта развития ресурсов Сибири и Дальнего Востока. По мнению аналитика, такое сотрудничество явно свидетельствует о близости менеджмента «Сургута», которому фактически принадлежит компания, и госструктур.
Для рынка, по мнению аналитиков, избрание Игоря Сечина председателем совета директоров «Роснефти» – негативный сигнал.
«Игорь Сечин, насколько это известно, не сведущ в экономике вообще и нефтегазовом секторе в частности, – считает Марина Лукашова из ИК «Финам». – Его избрание на эту должность – показатель, что «Роснефть», которая и раньше развивалась в стороне от нормальной рыночной практики, будет и дальше действовать, опираясь не на экономические мотивы, а на соображения политической выгоды, опираясь при этом на административный ресурс».
«Мы расцениваем это назначение как приход нового поколения госчиновников на руководящие должности в экономике, – сообщил «Газете.Ru» Станислав Клещев. – Это, конечно, еще не Семья, какой мы помним ее по временам Ельцина. Но сходство уже есть."
|