В понедельник Федеральная служба по тарифам (ФСТ) обсуждала с главами региональных энергетических комиссий предельные тарифы на электро- и теплоэнергию на 2005–2006 годы. Окончательное решение повысить тарифы будет принято в середине августа, но уже сегодня понятно, что цены на энергию будут расти.
Даже по самым оптимистическим прогнозам, темп роста тарифов будет опережать инфляцию еще четыре года.
Согласно закону «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, включая тарифы для населения, ежегодно устанавливаются правительством. Предельные федеральные тарифы на услуги естественных монополий правительство утвердило этой весной: в 2005 году предельный рост тарифа на газ не должен превысить 20%, на электроэнергию – 9,5%, на железнодорожные перевозки – 6–8,5%. Теперь предстоит обозначить тариф для каждого региона. В настоящее время ФСТ и Министерство экономического развития и торговли провели консультации по этому вопросу с 50 регионами России.
Заместители председателей правлений РАО ЕЭС Яков Уринсон и ОАО «Газпром» Александр Рязанов заявили – платить придется больше.
Оба напирали на то, что скорейшим образом необходимо ликвидировать перекрестное субсидирование: Рязанов говорил о межтопливном перекрестном субсидировании, Уринсон о перекрестном субсидировании, при котором за электричество для населения фактически расплачиваются предприятия, но вывод получался один – без повышения тарифов рынка не видать.
Зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов заявил, что цены на газ сегодня «абсолютно экономически необоснованно низкие», и в этом кроется причина отсутствия межтопливной конкуренции. Выход – «реально поднять цены».
Населения это коснется вплотную. По расчетам ФСТ, для снижения относительной величины перекрестного субсидирования между ценами для промышленных потребителей и населения в среднем на 3%, а также снижения перекрестного субсидирования в тарифах газораспределительных организаций необходимо повышение оптовой цены на сжиженный газ в диапазоне от 26,5 до 46,4%. Это приведет к повышению розничной цены на сжиженный газ для бытовых нужд с учетом прочих влияющих факторов в среднем на 14–20%. Относительно 2005 года ситуация ясна уже сейчас – розничная цена на газ для населения в среднем вырастет на 23,5%.
Яков Уринсон заявил, что перекрестное субсидирование энерготарифов между промышленными потребителями и населением сегодня составляет 68 млрд рублей (по расчетам ФСТ, 60–65 млрд рублей).
Действующая регулируемая оптовая цена на сжиженный газ (1350 рублей за тонну без НДС) ниже ее рыночного уровня в летний период в 2,5 раза, в зимний – до 3,7 раза. При индексации оптовой цены на сжиженный газ в предлагаемых ФСТ размерах потребуются дополнительные расходы в объеме около 350 млн рублей из бюджетов всех уровней. Расходы потребуются для осуществления выплат дотаций малоимущим категориям.
Для решения этой проблемы РАО предлагает вывести на ФОРЭМ все генерирующие компании и создать простую понятную схему субсидирования тарифов для населения за счет крупнейших промышленных потребителей. «Надо собрать деньги с крупных потребителей дифференцированно по регионам и зачесть их для субсидируемых регионов», – пояснил он. Если сейчас промышленный потребитель субсидирует население в неявной форме, то с принятием этой схемы средства превратятся в прямые легальные субсидии. Эта схема, отметил Уринсон, приемлема для переходного периода. То есть потом гражданам все же придется платить за все самим.
Но в ФСТ речи об этом пока не заводят. Да, соглашается руководитель ФСТ Сергей Новиков, с целью повышения эффективности энергетической отрасли РФ в большинстве регионов планируется постепенно повышать тарифы на электроэнергию для населения до уровня среднеотпускных. Но торопиться с этим явно не собираются.
По расчетам ФСТ, объем перекрестного субсидирования, эти 60–65 млрд рублей, «цифра большая, с другой стороны, она не убийственная и позволяет с ней работать».
Решать же проблему следует поэтапно. Прежде всего необходимо легализовать перекрестное субсидирование: каждый промышленный потребитель должен знать, в каком объеме и кто получает за его счет льготные тарифы. Вторым этапом станет доведение тарифов до уровня экономически обоснованных. И только потом можно будет постепенно ликвидировать перекрестное субсидирование.
Первые два подготовительных этапа, по оценке Новикова, займут не менее двух-четырех лет.
А о сроке, когда перекрестное субсидирование будет ликвидировано полностью, руководитель ФСТ вообще ничего не сказал. Он только отметил, что это должно проводиться по мере роста доходов населения.
Так что на скорую ликвидацию «перекрестков» надеяться не приходится.
Для реформы РАО ЕЭС это едва ли хорошая новость. Эксперт Института финансовых исследований Олег Ордин считает, что перекрестное субсидирование в значительной степени может считаться тормозом на пути реформ электроэнергетики: «Если мы вводим конкурентный рынок, то никаких искажений и перераспределений нагрузки быть не может. Правила игры должны быть для всех одинаковы».
Это понимают и в самом РАО. Недавно Анатолий Чубайс заявил, что выведение «всей системы перекрестного субсидирования из тени» – первый и главный шаг к ликвидации этого механизма.
В противном случае процесс горизонтального разделения региональных энергосистем по видам бизнеса, в чем, собственно, и заключается реформа, может быть поставлен под сомнение.
«Газпрому» тоже особо рассчитывать не на что. Руководство компании хотело бы повысить тарифы в 2006 году на 22%, в 2007-м – на 20%. Тем не менее, по планам Минэкономразвития, предельное повышение тарифов на 2006 год заложено в рамках 11%, на 2007-й – 8%.
|