"Силовые машины” объединяют предприятия по производству энергетического оборудования. В 2003 г. выручка “Силовых машин” по международным стандартам составила $352,3 млн, чистая прибыль – $3,2 млн. Около 70% акций концерна контролирует “Интеррос”, около 4% – Siemens, 17% – у портфельных инвесторов.
--------------------------------------------------------------------------------
О переговорах “Интерроса” с Siemens насчет продажи ему 71% акций “Силовых машин” гендиректор концерна Евгений Яковлев публично объявил около двух недель назад — когда компания приостановила слияние с ОМЗ. Siemens же еще 6 июля подал заявку на покупку акций в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), но источники в администрации президента говорили, что Владимир Путин не одобряет передачу энергетического машиностроения под контроль германского концерна. Тем не менее на прошлой неделе премьер-министр Михаил Фрадков дал понять, что правительство готово “детально изучить” сделку, а министр финансов Алексей Кудрин вообще заявил, что государству следует поддержать эту “положительную инвестицию”.
Дело в том, что “Интеррос” и Siemens сумели найти приемлемую схему сделки. Как пояснил “Ведомостям” представитель Siemens, в минувшую пятницу его компания и “Интеррос” договорились создать совместное предприятие, в которое будет передан 71% акций “Силовых машин”, а Siemens оплатит свою долю деньгами. Контроль (50% плюс 1 акция) останется у российской компании, однако управлять СП будет Siemens, а у “Интерроса” останется лишь два места в совете директоров “Силовых машин”. К тому же Siemens может увеличить свою долю в СП, поскольку обязуется инвестировать в развитие “Силовых машин” около $200 млн в течение 3-5 лет.
Но свои 4% акций “Силовых машин” Siemens передавать в СП не собирается. “СП создается для управления пакетом, принадлежащим “Интерросу”, — объясняет представитель концерна. Кто возглавит это СП, где оно будет зарегистрировано и какова сумма сделки, стороны не разглашают. “Часть из этих вопросов пока не решена — мы продолжаем переговоры”, — поясняют в Siemens. По оценке аналитика Объединенной финансовой группы Елены Сахновой, 50% минус 1 акция СП обойдется Siemens в $150 млн.
Источник, знакомый с подготовкой сделки, утверждает, что такая схема устроила российское правительство. Siemens объявил, что на прошлой неделе вице-президент концерна Клаус Кляйнфельд консультировался с высокопоставленными чиновниками, включая и премьер-министра Фрадкова, и только затем подписал меморандум с “Интерросом”. Впрочем, пресс-секретарю Фрадкова Александру Жарову об этих переговорах ничего не известно.
“СП создается, чтобы правительство одобрило сделку "Интерроса" с Siemens, — говорит Сахнова, — ведь Siemens получает не контрольный пакет, а около 35% акций, и это снимает часть рисков, связанных с тем, что Siemens мог бы препятствовать участию "Силовых машин" в тендерах”. Миноритарные акционеры “Силовых машин” тоже довольны сделкой. “Конечно, нам бы хотелось, чтобы Siemens просто купил акции "Силовых машин". Но в целом мы одобряем, что Siemens будет управлять компанией”, — говорит управляющий директор Prosperity Capital Mаnаgеment Александр Бранис. Член правления РАО “ЕЭС России” Андрей Трапезников говорит, что РАО покупает силовые агрегаты и у Siemens, и у “Силовых машин”, и надеется, что их альянс пойдет на пользу и клиентам.
Теперь немецкий концерн ждет одобрения сделки от ФАС. Но представитель службы Ирина Кашулина уточнила, что Siemens придется подавать новое ходатайство — уже на покупку акций СП. По ее словам, предыдущее ходатайство — на покупку 71% акций “Силовых машин” — Siemens пока не отзывал и свой вердикт ФАС вынесет до 6 августа.
Между тем договоренность “Интерроса” и Siemens ставит крест на объединении “Силовых машин” с ОМЗ. Хотя представитель “Интерроса” Лариса Зелькова утверждает, что холдинг продолжает консультации с ОМЗ о дальнейшем сотрудничестве, в самой ОМЗ говорят лишь об оформлении “развода”. “По сути, процедура "развода" уже состоялась: перекрестное владение акциями было ликвидировано ранее, а акции допэмиссии ОМЗ "Интеррос" не оплатил, — объясняет замгендиректора ОМЗ Сергей Николаев. — Осталось лишь вернуть управление ОМЗ прежнему менеджменту”. По его словам, это произойдет уже на текущей неделе (пока ОМЗ возглавляет гендиректор “Силовых машин” Евгений Яковлев. — “Ведомости”).
|