Граница с Казахстаном - одна из самых сложных и проблемных для российской таможни. Через нее, по данным ГТК, провозится огромное количество контрабандного товара. Причем на других направлениях - к примеру, на Северо-Западе страны - можно скорее говорить о наличии явных схем "серого" импорта, когда участники внешнеэкономической деятельности занижают стоимость декларируемого товара. На границе с Казахстаном дела обстоят несколько иначе - здесь господствует "черный" импорт. Борьба с ним идет, однако о полной победе говорить не приходится.
Одна из самых сложных проблем для таможни - то, что большинство партий контрабандного товара не декларируется провозящими его частными лицами. Вот некоторые факты, приводимые как аргумент представителями уральской таможни. По нормам МПС, каждый пассажир вправе провозить с собой до 50 кг багажа. При этом в некоторых случаях контрабанды речь идет не о килограммах, а о тоннах. К примеру, в середине прошлой недели в ходе обыска одного из вагонов обнаружилось, что незадачливые предприниматели решили провезти вдвоем аж 5 тонн обуви и одежды из дружественного Китая. Этим же поездом другой потенциальный продавец, категорически не признавший никаких связей с первыми двумя, перевозил в вагоне-ресторане две с половиной тысячи пар носков.
Однако, помимо несоблюдения таможенных процедур, существует еще одна проблема, напрямую касающаяся российского потребителя, - огромная часть ввозимого товара не сертифицирована. В некоторых случаях это товар, который может представлять прямую угрозу для здоровья - к примеру, китайская пиротехника или технический спирт, провозимый под видом питьевого.
"Известия" решили обратиться в ГТК с вопросом о том, что происходит дальше с конфискованным товаром. Нам ответили, что раньше в компетенцию таможни входило распространение товара по сниженной цене через специализированные магазины, однако на сегодняшний день весь конфискат передается в Фонд федерального имущества. Что касается контрабанды несертифицированной, то в ее отношении проводится экспертиза, и в случае если товар не отвечает принятым в стране стандартам, он подлежит уничтожению. Кстати, в ГТК существует специализированный отдел по уничтожению и переработке конфискованного имущества.
Возможно, в ближайшее время вопрос о тарифном регулировании китайских товаров, ввозимых в Россию, будет представлен на рассмотрение правительства. Во всяком случае, о крайней необходимости этого заявил председатель ГТК Михаил Ванин на одной из коллегий. Другая проблема - обустройство огромного участка казахской границы, стоящая перед таможней уже не первый год. Большинство нарушений было выявлено при обследовании поездов, следующих по заранее известному маршруту. И нет точных данных, сколько тонн контрабанды проследовало незамеченным через границу на автотранспорте.
Справка "Известий"
Уральское таможенное управление ведает участком российско-казахской границы протяженностью более 1500 километров. На этом участке в настоящее время действуют 9 автомобильных и 4 железнодорожных пункта пропуска. По объему экспортно-импортных операций Урал занимает пятое место в России, а основным торговым партнером Уральского региона является Казахстан. По данным ГТК, через границу ежедневно проходит более тысячи легковых и грузовых автомобилей, два десятка пассажирских поездов, до трех тысяч грузовых вагонов и около 20-25 тысяч пассажиров, в отношении которых должен осуществляться таможенный контроль.
|