Группа “СУАЛ” – второй по величине в России производитель алюминия. Добывает более 90% российских бокситов, производит 60% глинозема и 25% первичного алюминия. В 2003 г. на заводах группы выпущено 890 000 т первичного алюминия. Выручка по МСФО в 2003 г. составила $1,7 млрд. На сырьевой базе в Коми “СУАЛ” решил создать новый глиноземный комплекс мощностью 1,4 млн т и завод по выпуску алюминия (от 300 000 до 500 000 т в год). Стоимость проекта компания оценивает примерно в $2 млрд.
Уже не первый год “СУАЛ” добивается включения проекта “Коми-Алюминий” в программу внешних заимствований РФ в раздел “Гарантии от некоммерческих рисков”. “Летом прошлого года вопрос о гарантиях на $500 млн уже одобрил Минфин, но осенью правительство Касьянова на своем заседании вычеркнуло "СУАЛ" из программы”, — рассказывает сотрудник компании.
Партнером России по предоставлению таких гарантий выступает Всемирный банк: государство дает инвесторам гарантии от некоммерческих рисков, а денежный эквивалент этой гарантии обеспечивает ВБ. До сих пор такие гарантии получили лишь два проекта: “Морской старт” — международный проект по эксплуатации океанической стартовой площадки для запуска спутников (сумма гарантии для России составляет $100 млн) и проект развития угольного и лесного секторов (общие гарантии инвесторам — $200 млн).
Как стало известно “Ведомостям”, Минфин вновь включил проект “СУАЛа” в программу внешних заимствований на 2005 г., которую сегодня будет рассматривать правительство. Правда, сумма предусмотренной гарантии сократилась по сравнению с прошлым годом в 2,5 раза — до $200 млн. Опрошенные “Ведомостями” чиновники говорят, что сейчас шансы “Коми-Алюминия” на включение в пакет госгарантий как никогда высоки. “Раньше этот проект вычеркивали еще на предварительной стадии — либо в аппарате правительства, либо лично Касьянов. А во вторник на совещании у Фрадкова никаких замечаний по проекту "СУАЛа" не прозвучало”, — рассказал высокопоставленный чиновник Белого дома. А сотрудник Минфина добавляет, что в этом году проект “СУАЛа” был одобрен и в аппарате президента.
Дело в том, что еще весной президент Владимир Путин получил предложение насчет госгарантий для этого проекта от председателя Счетной палаты Сергея Степашина. Тот же проникся нуждами “СУАЛа” после посещения Республики Коми, где о поддержке глиноземного проекта его попросил глава республики Владимир Торлопов, рассказывали “Ведомостям” в его пресс-службе. Положительную роль сыграло и снижение запросов “СУАЛа” в 2,5 раза, добавляет сотрудник Минфина.
Гендиректор “Коми-Алюминия” Владимир Кремер говорит, что его компанию гарантии на $200 млн устроят. “В 2005 г. мы приступаем к строительству глиноземного завода. И данная сумма является необходимой и достаточной”, — отмечает он. “Предоставление гарантий станет своего рода политической страховкой. Мы рассчитываем, что это позволит нам занимать деньги в банках на более выгодных условиях”, — говорит другой сотрудник “СУАЛа”. Он напоминает, что группа намерена занять на этот проект около $1 млрд.
Аналитик Альфа-банка Наталья Орлова полагает, что наличие госгарантий сможет удешевить кредиты для “СУАЛа” примерно на 0,5%. А Александр Пухаев из Объединенной финансовой группы считает, что “СУАЛ” и так способен брать кредиты на хороших условиях. Он напомнил, что в конце прошлого года синдикат западных банков выдал компании $400 млн на три года под LIBOR + 2,5%.
“Политических рисков нет, экономика России стабильна, а они [”СУАЛ“] продолжают, как 10 лет назад, требовать гарантии от некоммерческих рисков, хотя могут привлечь кредиты в западных банках”, — соглашается бывший руководитель департамента международного долга Андрей Черепанов. “Государство должно оказывать инфраструктурную поддержку для реализации подобных проектов. А обеспечение финансовой составляющей проекта — это прерогатива самой компании”, — считает и представитель крупной промышленной компании.
Но если правительство одобрит предоставление гарантий “СУАЛу”, в Думе проблем уже не будет, полагает депутат Госдумы Михаил Задорнов. “Сам по себе инструмент нормальный, ведь гарантирование некоммерческих рисков ничего государству не стоит, но это дает дополнительный знак международному инвестору”, — отмечает он.
|