У не заплатившего налоги ЮКОСа появился еще один «силовой попечитель» -- генеральный прокурор. Владимир Устинов вчера в эфире радиостанции «Эхо Москвы» неожиданно выразил свое недовольство тем, что опальная компания до сих пор не расплатилась с бюджетом. Как известно, срок добровольного погашения претензий Министерства по налогам и сборам на сумму в 99 млрд рублей, недоплаченных за 2000 год, истекает для ЮКОСа уже завтра. Так как компания не спешит, то генпрокурор пригрозил вчера, что нефтяному холдингу могут быть предъявлены новые налоговые претензии уже за 2002 и 2003 годы. Причем г-н Устинов уверен, что у ЮКОСа не должно быть проблем с деньгами, поскольку «все показатели говорят, что компания имела огромные прибыли». В ответ финансовый директор ЮКОСа Брюс Мизамор на конференции для инвесторов заявил, что «налоговые требования политически мотивированы», и «понять, что еще предъявят, совершенно не возможно».
«Долги нефтяной компании ЮКОС в состоянии погасить акционеры компании», -- заявил г-н Устинов. Сейчас, по его словам, арестованы только активы самого ЮКОСа. «А где же другие? Где дивиденды, которые получены акционерами компании? Они огромны, многомиллиардны», -- отметил он. Основным акционером ЮКОСа является Group MENATEP (владеет 60% акций), которая, в свою очередь, сейчас принадлежит семи офшорным компаниям. Но до февраля ее акционерами были Михаил Ходорковский и шесть его бизнес-партнеров, в том числе Платон Лебедев. Год назад перед слиянием с «Сибнефтью» (и перед арестом основных владельцев Group MENATEP) ЮКОС выплатил рекордные по российским стандартам дивиденды -- на сумму 2 млрд долл.
«У нас есть деньги на офшорных счетах и в России, -- оправдывался г-н Мизамор. -- Мы стараемся сделать все, что можем, но очень трудно перекладывать деньги из одного кармана в другой, когда часть счетов заморожена. Кроме того, 600 млн долл. -- это минимальный рабочий капитал (т.е. наличность, необходимая для нормальной текущей работы компании. -- Ред.). Так что не смотрите на все деньги, которые есть на наших счетах, как потенциально используемые для погашения требований МНС».
Ранее сообщалось, что сейчас в распоряжении ЮКОСа находится порядка 1 млрд долл., при этом топ-менеджеры буквально две недели назад уверяли, что тот самый «рабочий капитал» составляет 500 млн долл. Почему за столь короткое время компании стало требоваться для работы на 100 млн долл. больше, г-н Мизамор не объяснил.
Тем не менее в бизнес-сообществе все сильнее зреет уверенность в том, что за ЮКОС должен расплатиться перед бюджетом кто-то другой. Как заявил вчера председатель наблюдательного совета компании «Ренессанс Капитал» Александр Шохин, «необязательно, что это (погашать налоговую задолженность. -- Ред.) должен делать сам ЮКОС». Но тот, кто заплатит за компанию, по его мнению, «должен уже потом получить эти активы на себя, но этому третьему лицу необходимо иметь представление о том, как будет действовать власть дальше, купит ли он товар первой свежести или с душком». А для того чтобы «ЮКОС мог сам заплатить по своим обязательствам, нужно либо реструктурировать их, т. е. дать возможность заплатить по графику, а не одномоментно, либо снять арест с части активов, чтобы ЮКОС мог вместе с государством в процессе исполнительного производства на публичных торгах продать часть активов и вырученные деньги передать в казну».
Пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин вчера подтвердил, что холдинг не может погасить претензии сразу в полном объеме, «собственно, поэтому предметом переговоров компании с правительством является возможность предоставления рассрочки и снятия арестов с активов». Замминистра финансов Сергей Шаталов, оговорившись, что не имеет к делу ЮКОСа никакого отношения, указал на необходимость «политического решения» для предоставления компании отсрочки платежей
|