Со штази - в князи
Анатолий Чубайс сохранил свой пост председателя правления РАО "ЕЭС России" и, соответственно, статус "олигарха". Что, правда, потребовало от него некоторых уступок. На ежегодном собрании акционеров 28 апреля в Конакове Чубайс согласился на перераспределение полномочий менеджмента энергохолдинга в пользу пайщиков. Прежде всего государства как держателя контрольного пакета акций. Расширив полномочия совета директоров (из 15 членов в нем 11 - представители государства) за счет урезания собственных прав председателя правления, Чубайс в очередной раз доказал, что умеет быть гибким. Особенно в безвыходных ситуациях.
Отныне совет директоров РАО, который, судя по всему, в очередной раз возглавит шеф президентской администрации Александр Волошин, получил контроль практически над всеми существенными сделками независимо от их масштаба (ранее совет утверждал лишь самые крупные сделки). А еще совет директоров станет плотнее контролировать работу самого Чубайса - теперь он будет ежеквартально отчитываться перед Волошиным и Ко и получать согласие/несогласие на дальнейшие действия.
Но, в конце концов, когда очевидно, что государство желает всерьез контролировать энергохолдинг, особенно на пороге его реструктуризации, то лучше немного расслабиться и извлечь из этого максимум выгоды, чем упорствовать и лишиться всего.
Тем более что переуступка полномочий от Чубайса к Волошину внутри РАО "ЕЭС России" вовсе не означает, что чубайсовская карьера пошла под уклон. Скорее всего, он будет наращивать свое влияние, играя заодно с Кремлем или, как минимум, не ссорясь. И не с Волошиным, а с президентом Путиным. В случае с РАО осознанное подчинение шефу президентской администрации - лишь элемент стратегии Чубайса, который стремится надолго утвердиться как "олигарх" под президентом. Как теперь модно говорить про Путина: "из штази - в князи". Так вот, Чубайс хочет быть вместе со "штази".
Вот новый поворот
Анатолий Чубайс давно славен тем, что, поняв, где власть, сам старается оказаться в ее центре. А оказавшись - немедленно принимается активно функционировать.
В правительстве младореформаторов одним из прозвищ Чубайса стало слово "функционер".
Его бывший коллега по Белому дому рассказывает: "Чубайс не работал - он функционировал практически без эмоций, если эмоции не были нужны для успеха предприятия. Хотя мог и в Думу съездить со скандалом. И интеллигента Явлинского до белого каления довести, и коммуниста Зюганова".
Про функциональную эффективность Анатолия Чубайса знали все. Уж на что дочь Ельцина Татьяна Дьяченко слывет щепетильной барышней, а как только речь зашла о жизни и смерти "семьи" в 1996 году, так ставку сделала именно на Чубайса ("во всем виноватого", по словам Ельцина) как главу ельцинского предвыборного штаба.
И сегодня Чубайс, похоже, замыслил новый карьерный поворот. Из функционера, занимающегося крупным монопольным бизнесом на уровне государства, Чубайс вполне может в ближайшие несколько лет снова превратиться в одну из центральных фигур российской политики. Все зависит от того, насколько близко он окажется к президенту Путину и насколько выгодно для себя проведет раздел (реструктуризацию) РАО "ЕЭС России".
Против Путина заодно с Путиным
В 80-е, когда еще не было уверенности в успешном либеральном будущем, Чубайс особо в политику не рвался. Держался в тени, работал в Ленинградском экономическом институте, слыл умеренным демократом и старался быть на плаву. И потому поддерживал власть по мере поступления: сначала Горбачева, потом Ельцина. Крупных политических просчетов не делал, даже разошелся с родным братом, когда тот остался на задворках демократических сил вместе со своей нерасчетливо радикальной "Демплатформой". Но вот мелкие ошибки случались.
Так, в 1998 году Чубайс не придал серьезного значения раскрутке Евгения Примакова. Тогда он уверял всех, что коммунистический реванш не страшен. Потом выяснилось, что речь шла не о коммунистическом реванше, а о поисках Кремлем нового вектора российской политики, что и состоялось, правда, без Примакова, а с приходом Путина. Очевидно, тогда Чубайс был плохо осведомлен о планах Кремля. Что не удивительно: в то время он был отодвинут от верхушки власти - положение правых было слишком слабым, либеральные идеи не котировались, сам же Чубайс, по воспоминаниям его "правых" соратников, пребывал в полной депрессии и, естественно, в таком состоянии едва ли интересовал Кремль. Летом 1999-го, чтобы как-то поправить дело, Чубайс, когда зашла речь о лидерстве в Союзе правых сил и ему предложили стать первым номером, всерьез над этим задумался. Даже отпросился с партсобрания СПС и поехал домой советоваться. То ли умная жена, то ли сидящий в нем самом функционер не позволили Анатолию Чубайсу целиком уйти в партийную жизнь.
Но примерно в то же время случилась еще одна промашка Чубайса - он выступил против отставки Сергея Степашина с поста премьера и его замены Владимиром Путиным. Видя именно Степашина, а вовсе не Путина преемником Ельцина, степашинскую отставку он прокомментировал так: "Очень рискованный шаг с возможными тяжелыми политическими последствиями".
Несмотря на личное знакомство с Путиным, Чубайс был убежден, что тот не сможет стать успешным публичным политиком, и добивался встречи с Ельциным, чтобы убедить президента в своей правоте. Даже когда во встрече было отказано, Чубайс не уставал повторять, что президентский потенциал Степашина далеко не исчерпан. Будь Путин злопамятным, такая точка зрения могла бы еще год назад стоить карьеры.
Поняв свой промах, на одной из встреч с журналистами накануне президентской гонки-2000 Чубайс в ответ на вопрос, пойдет ли он в предвыборный штаб Путина, заявил: "Конечно, если позовут". Не позвали.
В окружении Путина есть люди, которые считают, что Чубайс, не поддержав сразу второго президента, совершил стратегическую оплошность: мол, мог бы теперь на равных, например, с Волошиным, Кудриным и Абрамовичем нашептывать Путину, что делать и как. Вместо этого Чубайсу приходится биться за каждый сантиметр влияния.
Но есть при дворе Путина и те, кто уверен, что недооценка Чубайсом способностей нынешнего президента никак не отразилась на их взаимоотношениях. Среди думающих так сам Анатолий Чубайс. Недавно, после того как о Чубайсе-"антипутинце" написал в своих мемуарах Ельцин, Чубайс заявил: "Я действительно был противником назначения Путина, и это чистая правда". Но тут же добавил, что он был не один - вторым противником назначения Путина был сам Путин. Чубайс, конечно, понимает видимую натужность такого самооправдания. Поэтому нельзя сказать, что он нынче гордится своей прошлой позицией, но в то же время делает вид, что у президента нет серьезного повода не любить его.
Возможно, поэтому сегодня Чубайс позволяет себе вновь противоречить Путину. Правда, не в политике и финансах, а в чистой идеологии. Наиболее ярким протестом выглядело его заявление касательно переделки гимна СССР в гимн России: "Ссылки на мнение народа в данном случае неубедительны. Президент не главный социолог, его задача - не повторять, что говорят люди, а активно влиять на позицию общества. Истина не устанавливается большинством. Большинство, как мы хорошо знаем по нашей истории, поддерживало и ложь, и несправедливость, и большую кровь". И дальше: "Да, Владимир Владимирович, это как раз тот случай, когда вы с народом ошибаетесь!"
Но Путин оказался прагматичнее Чубайса, если не сказать - циничнее. Народу действительно нравятся старые песни о главном, а новатор Чубайс не придумал других.
Не по шапке Сенька
А ведь мог бы, наверное, придумать, если бы дали развернуться. Отец Чубайса, военный, искренне верил в коммунизм и Сталина. Сын увлекся противоположной идеологией. Настолько, что получил прозвище "большевик".
- По сути, он признает только единоначалие,- жаловался "Профилю" один из подчиненных главы РАО.- Требует безусловного подчинения, никакой демократии. Если ему кто-то не нравится, он не выгоняет, а, чтобы избежать лишних хлопот, просто выключает человека из работы, и тот сидит сиднем в своем кабинете. А Чубайс делает то, что считает нужным.
Вот и журналисты вспоминают: будучи в силе, Чубайс, если кто-то что-то писал не то и не так, спуску не давал.
Хотя Чубайс сам не претендует на первые роли в СПС, он и там остается "большевиком". Именно ему первому надоело многовластие в СПС - бесконечные сопредседатели и споры. Надоело прежде всего потому, что Путин повел дело к созданию в стране двухпартийной системы. А СПС без того, чтобы превратиться в сильную, жестко структурированную партию, просто не выживет, не говоря уж о том, чтобы стать частью "двухпартийки". Самому же Чубайсу формальная сопредседательская должность в СПС (наподобие Гайдара, Хакамады или Немцова) не нужна - не по шапке Сенька. А неформальным лидером и идеологом правого движения он все равно останется.
Именно поэтому на позапрошлой неделе Чубайс выступил за создание на базе мелких правых партий "большого политического животного". При этом на "большевистскую" лексику Чубайс не скупился. По нему, мелкие партии "необходимо полностью уничтожить, ликвидировать". Вместо них должна быть "одна мощная партия", объединяющая сторонников демократии и реформ, во главе не с сопредседателями, а с одним председателем, избранным партийным съездом 27 мая в Москве. Быть этим самым единственным Чубайс снова наотрез отказался, после того как усидел в РАО ЕЭС. Понятно: главенство в энергохолдинге обеспечивает непосредственное влияние на большую политику, а лидеры партий - всего лишь фигуры в большой игре.
С другой стороны, СПС без Чубайса, главного энергетика, был бы совсем другим СПС. Менее перспективным с точки зрения конъюнктуры политического рынка. Другими словами, Чубайс внутри СПС в любом случае не растворился бы, а вот СПС без поддержки столь крупного "олигарха", которому доверяет государство Путина, выглядел бы бледно. Не помогли бы ни Кириенко, ни Гайдар, ни Немцов, ни Хакамада. Как заметил в разговоре с "Профилем" один из лидеров правых сил: "Ради партии Чубайс должен заботиться о своем имидже главы крупнейшей российской компании". И он заботится (ради чего - это один только Чубайс знает).
Чубайс доведет дело до конца
В ноябре прошлого года Анатолий Чубайс вступил в Российский союз промышленников и предпринимателей вместе с другими сохранившимися "олигархами". Сделал он это, судя по всему, не столько ради политической карьеры, сколько для увеличения своего "олигархического" веса - уж коли Кремль для удобства "общения" хочет собрать всех денежных мешков в одну большую кучу, к чему упорствовать? И потом, внутри РСПП у Чубайса есть шанс, когда все как на ладони, влиять на процесс складывания новых лоббистских групп. Случись "олигархический поход" в РСПП чуть раньше, возможно, Чубайс не просмотрел бы "предательства" алюминщика Олега Дерипаски, когда тот из чубайсовской команды переметнулся к Роману Абрамовичу и Ко.
"Файнэншл таймс" в прошлом году привела слова главы РАО "ЕЭС России", которому было не по душе создание "Русского алюминия", позволившего Абрамовичу и Дерипаске контролировать более 75% производства алюминия в России: "Мы никогда раньше не видели ничего подобного. Это беспрецедентная концентрация капитала и СМИ в руках небольшой группы определенных лиц. Тот факт, что подобное слияние, как утверждается, не противоречит антимонопольному законодательству, не говорит о том, что решение было правильным, а свидетельствует о серьезной слабости антимонопольного законодательства".
Сегодня Чубайс, очевидно, уже не испытывает комплекса неполноценности ни по отношению к Дерипаске, ни по отношению к Абрамовичу. Электрический бизнес оказался ничем не хуже нефтяного и алюминиевого. Вопрос в том, кто, как было сказано, получит дивиденды от его раздела - грядущей реструктуризации РАО "ЕЭС России".
Между тем, несмотря на упомянутые перемены в РАО, внутри совета директоров у председателя правления из непримиримых противников реструктуризации по Чубайсу остался только замминистра энергетики Виктор Кудрявый. Борис Федоров решил сосредоточиться на "Газпроме", а советник президента Андрей Илларионов в совет и вовсе не был избран. И вот в такой приятной обстановке на собрании акционеров Анатолий Чубайс заявил, что доведет дело реструктуризации РАО до конца. Правда, оговорился: "До разумного".
...Однажды кто-то в присутствии главы РАО вспомнил фоменковскую шутку: "О конце света знает Чубайс". И из всех присутствовавших только Анатолий Борисович в этот момент немедленно посмотрел на люстру.
|