З марта этого года в Англии погиб британский адвокат Стивен Кертис - управляющий директор группы «Менатеп». Он был назначен на этот пост вместо Платона Лебедева в ноябре прошлого года - через месяц после ареста Михаила Ходорковского. В тот день Кертис возвращался из Лондона на вертолете в свой роскошный замок Пенсильвания в графстве Дорсет. При подлете к аэропорту Борнмут пилот запросил экстренную посадку: шел дождь и была сильная облачность. Двое авиадиспетчеров видели, как вертолет появился из небесной мглы, а потом неожиданно начал вращаться вокруг своей оси. Летчик сообщил о проблемах с управлением, а буквально через полминуты шестиместный Augusta-109 врезался носом в землю и взорвался. И от самого вертолета, и от людей, летевших в нем, мало что осталось: тела Кертиса и пилота были настолько обезображены, что следователю пришлось опознавать их по образцам ДНК. На днях британская «Файнэншл таймс» опубликовала свое расследование обстоятельств гибели Кертиса.
Это не был несчастный случай?
Газете удалось выяснить, что покойный глава «Менатепа» был одним из информаторов британской разведки. За несколько недель до катастрофы он обратился за помощью к спецслужбам в обмен на информацию о незаконных делах российских бизнесменов в Великобритании. Кертиса представили куратору из Национальной службы криминальной разведки, которая занимается сбором информации об организованной преступности в стране. «У меня такое впечатление, - заявил в интервью «ФТ» представитель британской разведки, - что Кертис боялся преследования со стороны российских властей за то, что был соучастником в нелегальном вывозе капитала; возможно, он думал, что власти Соединенного Королевства его как-то прикроют».
А представитель американских спецслужб, специализирующийся на финансовых преступлениях, не может поверить, что гибель Кертиса - это несчастный случай, слишком уж хорошо все совпало по времени».
Агент Кертис ценил агента 007
Как выяснила «ФТ», жил скромный адвокат на широкую ногу. Поместья в Испании и на Гибралтаре. Но главной «жемчужиной» в «империи» Стивена был замок Пенсильвания, построенный еще в XVIII веке на юге Англии внуком основателя одноименного американского штата.
Однажды Кертисы пригласили местных жителей на 20-летие своего бракосочетания.
- Еда была просто потрясающая, пили мы только лучшие вина и шампанское, и все это текло просто рекой, - восторженно вспоминает тот праздник местный старожил, - а официанты и официантки были все так красиво одеты. В саду для детворы сделали игровую площадку, а закончился вечер профессиональным фейерверком. Ничего подобного я раньше не видел и вряд ли когда-нибудь увижу.
Для гостей, приезжавших в замок Пенсильвания, существовало только одно условие: ни в коем случае не снимать Кертиса на пленку. Стивена как ветром сдувало, стоило ему увидеть фотоаппарат. Одевался он дорого, даже щеголевато. Обожал фильмы про Джеймса Бонда и всегда приезжал на деловые встречи на «Бентли» или «Феррари». Был разговорчив, в общении прост и очень щедр: буквально засыпал своих друзей подарками.
Налоги утекали в «Озеро Джерби»
Кертис примелькался в России в начале 90-х. Из документов, которыми располагает «ФТ», явствует, что для таких клиентов, как «ЮКОС», Кертис открыл сеть фальшивых компаний во всех мировых оффшорных зонах. Его партнером был Питер Бонд, финансист с острова Мэн, деятельностью которого интересовалась ФБР в связи с подозрениями в отмывании денег.
Расследование выявило связь между компанией Бонда Valmet, юридической фирмой Кертиса и группой «Менатеп» Ходорковского. Также из документов явствует, что целью создания этой структуры, было, скорее всего, сокрытие прибылей от продажи российской нефти. С ее помощью основные русские акционеры «ЮКОСа» могли уходить от налогов и обманывать миноритарных акционеров, среди которых было немало западных инвесторов. Эта структура, а всего в документах говорится о нескольких подобных ей, получила кодовое название «Озеро Джерби», по имени одного из мест на острове Мэн.
Знали ли российские олигархи о том, что от их имени делали Кертис и Бонд? По мнению «ФТ», скорее всего, знали, Кертис и Бонд делали для «ЮКОСа» и «Менатепа» действительно огромную и важную работу. Этим, скорее всего, и можно объяснить, почему именно Кертис возглавил главный холдинг российского миллиардера в тот момент, когда государство взялось за Ходорковского.
Стивен внес залог за БАБа
Кертис также работал и на Бориса Березовского. В прошлом году именно он предотвратил экстрадицию опального олигарха в Россию: Стивен был одним из двух людей, которые внесли залог, гарантирующий, что БАБ не сбежит из страны, пока рассматривается вопрос об его экстрадиции. После смерти Кертиса олигарх якобы заявил своим друзьям, что эта трагедия подтверждает его предположение, что ему небезопасно возвращаться в Россию.
Кроме того, женевское и гибралтарское отделения компании Бонда Valmet International располагались по тем же адресам, что и офисы фирмы «Руником», которую контролирует Роман Абрамович. Он не раз встречался с Кертисом и восхищался «впечатляющим» списком его клиентов, среди которых, помимо российских нуворишей, были и богачи-арабы.
Покойник любил фейерверки
Чем Кертис занимался в «Менатепе» перед своей гибелью? Источники из правоохранительных органов предполагают, что он, возможно, прятал акции компании по всему миру, чтобы предотвратить их конфискацию российским государством. По мнению других, его поставили во главе «Менатепа» для демонтажа финансовых схем, которые он сам же и разрабатывал. Возможно, Бонд сможет пролить свет на эту загадку. В противном случае Кертис унес эту тайну с собой в могилу.
Кертис был похоронен в Пенсильвании. Церемонию он разработал сам несколько лет назад, когда у него обнаружили лейкемию. Среди пришедших на похороны были и россияне, в том числе Березовский. Похоронная церемония сопровождалась великолепным фейерверком. «Он всегда любил использовать пиротехнику в торжественных случаях, - вспомнил один из присутствующих. - Это обходилось ему в несколько тысяч фунтов, но он любил фейерверки».
|