Нурсултан Назарбаев готов «работать президентом» Казахстана до 2013 года, «если даст Бог... если все будет все нормально... это от многого зависит». О решении баллотироваться на пост главы государства в декабре 2006 года г-н Назарбаев сообщил в минувшую пятницу. Он напомнил, что «конституция и законы позволяют» ему это. Избранный первым президентом Казахстана в 1991 году, а затем продливший свои полномочия на референдуме в 1995-м, Назарбаев, спустя четыре года, в 1999-м, пошел на выборы уже после принятия поправок к конституции, увеличивших срок президентства с пяти до семи лет.
Ничего необычного -- так фактически пожизненными становятся президенты во всех центральноазиатских странах СНГ. Но никто из них не анонсирует свое решение остаться у власти так задолго, за полтора года до выборов. Что заставило это сделать г-на Назарбаева? Ответ очевиден: необходимость «отмыться» от причастности к скандальному делу о коррупции под названием «казахгейт», судебный процесс по которому начинается в США. Главным обвиняемым является американский адвокат Джеймс Гиффен, которому инкриминируются «незаконные выплаты» в размере более 78 млн долл. высшим руководителям Казахстана (помимо Назарбаева в деле фигурирует экс-премьер Нурлан Балгимбаев).
Сотни статей в западной прессе уже написаны о том, как через Гиффена, служившего с начала 1990-х годов советником Назарбаева, американские нефтяные компании давали «откаты» казахстанскому руководству за право осваивать нефтяные месторождения страны. В самом же Казахстане на эту тему было наложено строжайшее табу. Президент и его окружение делали вид, что «казахгейт» не имеет к ним отношения, мол, в Америке судят американского гражданина. Между тем американские адвокаты, нанятые Астаной, все эти годы отчаянно пытались убедить департамент юстиции США не допустить упоминания Назарбаева в судебном процессе, ссылаясь на ту «важную роль», которую играет Казахстан для Штатов. А доверенные лица г-на Назарбаева с этой целью апеллировали непосредственно к Белому Дому и госдепартаменту, где им неизменно отвечали, что судебная система в США независима от исполнительной власти.
Все оказалось тщетно. На 14 мая в суде Южного федерального округа Нью-Йорка было назначено начало процесса «США против Гиффена». И тогда Нурсултан Назарбаев набрался мужества и в этот же день впервые высказался на эту тему. Для общения с соотечественниками он выбрал «прямой эфир» (президент отвечал почему-то вечером на вопросы, которые задавали ему при свете дня) на телеканале «Хабар», принадлежащем его дочери Дариге. Президент ушел в «несознанку»: «Это дело направлено исключительно против Гиффена». «Единственной связью, -- сказал он, -- является то, что г-н Гиффен являлся советником правительства по нефтяным вопросам, контракты он завершил».
Зачем Назарбаев «перевел» Гиффена в советники правительства, не вполне понятно -- последний им никогда не был. Возможно, президенту не доложили, что в судебном деле присутствует выданное Гиффену и подписанное Назарбаевым удостоверение советника президента. По словам президента Назарбаева, «контракты полностью отвечали интересам Казахстана, были для него благом», а «все остальное -- инсинуация, провокация и подтасовка, организованная нашим беглым бывшим премьер-министром Кажегельдиным» в то время, когда «Гиффен был советником правительства».
Вышло забавно, Кажегельдин «инсинуировал» и одновременно, с помощью своего «советника», приносил благо стране. Эта честь явно им не заслужена, хотя бы потому, что премьером он стал в 1994-м, а уже за год до этого компания «Шеврон» с помощью Гиффена получила 50-процентную долю в месторождении «Тенгиз». Сам же Гиффен еще в начале 90-х сопровождал Назарбаева на переговорах с американскими нефтяниками и правительственными чиновниками, что ими самими и подтверждается.
Нынешние советники казахстанского президента, готовившие его ответ по поводу отношений с бывшим советником, подвели шефа. Но досаднее всего то, что «телевыстрел» вышел холостым. Накануне выступления г-на Назарбаева судебное заседание в Нью-Йорке перенесли на 3 июня. И его заявление о готовности «работать президентом» еще почти десять лет оказалось фальстартом.
|