Понятно, что этакое богатство не скапливается за десятилетие, каким бы «рыночным» оно ни было. Новейшая Россия получила его в наследство от покойного родителя. Похоже, в полном соответствии с канонами классической литературы дочка проматывает состояние рачительного отца.
Советский Союз вёл активную внешнеполитическую деятельность, совершая революции и государственные перевороты. При этом коммунистическое руководство никогда не отказывалось от дивидендов, полагающихся после победы новых коммунистических режимов. Разумеется, дивиденды эти были не только политическими, но и более прагматичными, выраженными в конкретных объектах недвижимости и ценных бумагах. К сожалению, с переменой названия страны изменилась и деятельность её зарубежных миссий. Реальных политических или экономических выгод от своего присутствия в иностранных государствах Россия уже практически не получает. Мы намерены подтвердить этот тезис материалами проверки Счётной палаты РФ, в которых приводятся конкретные факты нецелевого и неэффективного распоряжения национальными активами. Столь очевидная нерачительность в использовании зарубежной госсобственности, а то и жуликоватость российских управленцев за границей может свидетельствовать о системе круговой поруки. Как писал Владимир Маяковский, «если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно».
По данным Минфина РФ, Россия на начало 2002 года владела 3645 объектами недвижимого имущества, расположенными на территории 120 государств. Среди них — торговые представительства, культурные центры, дома дружбы народов... Площадь помещений — около 1,7 миллиона кв. м, земельных участков — 601,2 миллиона кв. м. Кроме того, российское государство владело пакетами акций 79 зарубежных компаний. По оценке заместителя министра имущественных отношений РФ Сергея Моложавого, «балансовая стоимость зарубежной собственности составляет $3 миллиарда».
Впрочем, по мнению скептиков, активы России искусственно занижаются официальными органами, чтобы избежать обвинений в нерациональном управлении зарубежной недвижимостью. Так, президент Ассоциации по защите прав российских собственников за рубежом, профессор Дипломатической академии МИД РФ Владлен Сироткин на заседании Совета безопасности РФ в марте 1999 года представил следующую справку:
«На основании союзной декларации о поражении Германии и её союзников от 05.06.45 и постановлений Союзной контрольной комиссии 1945—1947 годов в собственности Российской Федерации находятся:
Германия — 695 объектов, Венгрия — 244, Болгария — 672, Австрия — 2415, Финляндия — 295, Румыния — 464 объекта. Оценочная стоимость этих объектов по состоянию на 1997 год — 10 миллиардов. На основании соглашений МВЭС и МО СССР с монгольским правительством за 1924—1990 годы в собственности РФ в Монголии находятся 42 объекта.
На основании купчих разных лет, подписанных с городскими властями, к российской собственности могут быть отнесены: дворец «Бельведер» на бульваре Царевича Николая и дворец «Вальроз» в Верхнем городе в Ницце (Франция); дом для престарелых в Монтоне на Лазурном берегу (Франция); особняк-музей армии Колчака в Сан-Франциско (США); дворец графа Бестужева-Рюмина в Лозанне (Швейцария); собор Николая Угодника в Бари (Италия)...»
Наконец, есть и другие данные, ещё более шокирующие. Эксперты британского частного сыскного агентства «Пинкертон» оценили загрансобственность России в $400 миллиардов. Эта колоссальная сумма на три четверти обеспечена недвижимостью, а на четверть — золотом. При этом английские сыщики не стали подсчитывать денежный эквивалент принадлежащих России акций полутора тысяч заграничных предприятий.
Опеку над таким богатством распределили по принципу «у семи нянек дитя без глазу». Отдельные лакомые куски заграничной госсобственности были занесены на баланс почти 40 (!) организаций — МИД, Управления делами Президента РФ, Министерства обороны, внешнеэкономического объединения «Росзарубежцентр», ИТАР-ТАСС, РИА «Новости» и т.д.
Как известно, Владимир Путин начинал свою работу в администрации президента с должности заместителя управляющего делами президента, в обязанности которого входило регулирование отношений, связанных с загрансобственностью. В соответствии с принципом «во многая знания — многая печали», став президентом, Путин в октябре того же года издал указ, в котором потребовал радикально улучшить использование недвижимости за границей. Ведь в предыдущем, 1999 году поступления в бюджет от загрансобственности составили лишь $11 миллионов. В ответ на кремлёвское негодование Минимущество РФ отрапортовало, что 80% площадей используется по прямому назначению, 11% сдаётся в аренду и лишь 9% находится в простое.
И в последующем «ответственные органы» не баловали российскую казну золотым дождём. В 2000 году зарубежная недвижимость принесла бюджету $12,5 миллиона, в 2001-м — $14 миллионов. Не нужно быть экономическим гением, чтобы понять: миллиарды долларов, сколько бы их ни было спрятано за рубежом, не могут давать столь ничтожной прибыли. Рискнём предположить, что распоряжающиеся этими активами финансисты умеют считать деньги — свои и чужие. А если это так, то тысячу раз прав был г-н Карамзин, дав лаконичное определение российскому чиновничеству: «Воруют-с!»
Проверка Счётной палаты РФ, по сути, подтвердила эти предположения, хотя и облекла их в более дипломатичную форму «неэффективности использования объектов». Типичным примером является нарушение местного законодательства при заключении договоров аренды. В результате заключённые сделки признаются недействительными и Россия лишается возможности взыскать задолженность с арендаторов. Кроме того, непонятно, по какой причине наши «альтруистически» настроенные чиновники назначают ставки аренды в два-три раза ниже рыночных. Короче, аудит Счётной палаты засвидетельствовал, что сумма за аренду зарубежной недвижимости может быть легко увеличена до $200 миллионов.
Наиболее полно аудиторам из Счётной палаты удалось ознакомиться с хозяйственной деятельностью представителей России в шести странах: Болгарии, Венгрии, Мадагаскаре, Мозамбике, ЮАР и Китае. Первые пять из них не являются, мягко говоря, крупными торговыми партнёрами. Посему остановимся на проверке рачительности Российской Федерации в управлении своей собственностью в Китае.
|