«Следите за рукой!»
«Володя занимался самой черновой работой, - рассказывает автор о дрезденской службе Путина, - искал убежденных в правоте социалистических идеалов молодых людей».
По словам Усольцева, Путин любил в ту пору анекдот: агента-нелегала выводят через границу в тыл противника. Оказавшись на чужой территории, он должен дать отмашку рукой, что все в порядке. Готовивший нелегала опер в волнении говорит своим: «Следите за рукой!» И нелегал дает отмашку - выставив сжатую в кулак правую руку и постукивая кулаком левой по локтевому сгибу: «Выкусите, я на свободе!»
Путин, вспоминает автор, часто говорил: «Следите за рукой!», а сам жест стал у него любимым.
После разъяснения Усольцева становится понятно, почему Путин, слушая суетливые речи чиновников, то сожмет руку в кулак, то резко уберет ее со стола. Теперь-то знакомым жестом не воспользуешься. А какой мог быть сильный ход! Скажем, говорит ему министр Греф, что никак невозможно увеличить ВВП в два раза - только в полтора. А Путин ему: следите за рукой, Герман Оскарович.
Котлеты - отдельно, мухи - отдельно
Автор «Сослуживца» вспоминает, что коллеги нередко потешались над беспорядком на рабочем столе своего «сокамерника» Путина, а также над склонностью «медленно собираться - был он типичный «копуша».
Может, потому Путин кругом опаздывает?
Любимой немецкой песней «сокамерника», по словам Усольцева, был шлягер популярного в ГДР певца Липперта «Erna kommt». Путин часто мурлыкал строчки, которые в переводе звучали так: «О боже, как мне стыдно, что я был вчера слишком весел».
Из дрезденского периода в лексиконе Путина остались выражения «Мухи - отдельно, котлеты - отдельно», «Кот из дома - мыши в пляс», «Иных уж нет, а те далече». И сейчас, кажется, у Путина куда больше поводов их произносить.
В то время Путин нередко цитировал фразу Собакевича из «Мертвых душ»: «Все христопродавцы. Один там только есть порядочный человек - прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья».
В разведгруппе давали друг другу клички. Путин был «ути-пути». Неужели про дрезденское «ути-пути» президенту Бушу стало известно задолго до появления воспоминаний путинского коллеги? Ведь прозвище «пути-пут», которое Буш дал Путину года три назад, подозрительно созвучно с «ути-пути». Есть о чем задуматься российской контрразведке.
Как Путин стал парторгом
Как-то Усольцев рассказал Путину, как едва не поплатился карьерой за смелые мысли. «Не думай о человечестве, а думай о себе, - посоветовал Путин. - Что хорошего ты сделал для семьи своей откровенностью? Нам не дано ничего изменить, и жить нужно для себя».
«Володя видел решение в изменении системы. Нам надо перестать быть социалистической страной! Такой откровенности хватило бы с лихвой, чтобы с треском вылететь из КГБ. Но мы друг другу доверяли. А перед шефом Володя сохранял лицо убежденного коммуниста».
С подачи шефа Путин стал секретарем парторганизации.
Как-то, вспоминает Усольцев, заговорили о Сахарове. «Володя снова удивил. Для него Сахаров был абсолютно понятен: академик просто был последовательным до конца, отстаивая основы цивилизованной жизни - права человека на демократию». Однако, пишет автор, в присутствии других Путин поддерживал иную точку зрения. «В этом был весь Володя: зачем наживать неприятности, плюясь против ветра?»
«Это был обычный трудяга-конформист, смирившийся с системой», - заключает автор.
КСТАТИ
В одном из интервью Усольцев, отвечая на вопрос, почему Собчак назначил Путина своим замом, ответил: «Говорили, что Людмила Путина какая-то дальняя родственница Собчака и Володя устроился на работу с ее помощью». Но тут же оговорился: «Но это непроверенная информация».
ОБ АВТОРЕ
Владимир УСОЛЬЦЕВ (по некоторым данным, это литературный псевдоним) после службы в Германии был направлен в Белоруссию. Потом ушел из КГБ и подался в бизнес. После прихода к власти Лукашенко был вынужден бежать из Белоруссии. Сейчас живет в Чехии, где, по его признанию, «с трудом сводит концы с концами».
ЭПИЗОД ИЗ КНИГИ
Один против толпы
«После выхода советских войск из Германии разгоряченная толпа немецких граждан попыталась ворваться в здание, где еще оставались наши разведчики, а в печи догорали последние оперативные бумаги. «Володя вышел во двор с автоматом, взятым у охранявшего виллу пограничника, - рассказывает Усольцев, - и строго предупредил, что откроет огонь по каждому, кто перелезет через забор. При этом он недвусмысленно передернул затвор. Толпа схлынула».
|