Жители грязовецкого поселка Вохтога настаивают на освобождении земляка, убившего криминального авторитета.
Неделю назад ходатайство о помиловании грязовчанина Александра Воротина, подписанное губернатором Позгалевым, отправилось в Кремль. Теперь от Президента зависит судьба человека, освободившего свой поселок от страха перед «отморозком».
Сашка
В деревне Чухарица под Вохтогой в доме с прохудившейся крышей его ждут два сына и жена Рита. Ждут родители и односельчане — они благодарны Александру Воротину и считают его невиновным.
«Сашка с детства справедливый. Если считал, что учитель ему оценку занизил, подходил и говорил в глаза», — вспоминает бывший учитель истории, а ныне глава сельской администрации Григорий Ходулин.
После армии и службы по контракту в Мурманской области Александр вернулся в Вохтогу и устроился на лесоперерабатывающее предприятие. «А потом вдруг загорелся — поеду на Северный Кавказ! — вспоминает его жена Маргарита. — В первую чеченскую кампанию тоже рвался, да я не пустила. Ну, а три года назад просто не удержала». К тому времени у Воротиных уже росли два сына — Антошка и Артемка.
Из Чечни Саша вернулся спустя десять месяцев. Тихо убрал в ящик красную книжечку с медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» и благодарность Верховного главнокомандующего. О войне помалкивал. Рита ничего не знала о том, как падала с обрыва горящая машина, как на глазах Александра погибали его товарищи, а он пытался их спасти...
«Сидор»
Виктор Сидоров впервые попал на зону по малолетке — за убийство. Через несколько лет — второй срок. На зоне к нему и приклеилась кличка «Сидор». Отсидев второй раз, он стал осторожнее. Если поднять из архива уголовные дела, «Сидор» фигурирует там только как свидетель.
В 31 год он стал «авторитетом» в Вохтоге. «Предпринимателей просто давили эти вот товарищи Вити Сидорова, — рассказывает глава сельской администрации Григорий Ходулин. — Суд всего не знает. В кулаке он держал вохтогских бизнесменов! Никто и пикнуть не мог, понимаете? Сожгут! И палатку, и гараж — все! Доходило до того, что мелкие предприниматели выставляли водку ящиками: ребята, вы пейте, только нас не трогайте!»
По словам жителей поселка, «Сидор» и его «бригада» могли избить продавщиц на рынке, если те возражали против сбора дани. Рассказывают, как однажды бизнесмен из Петербурга отказался «поделиться». Его посадили в кессон, били, морили голодом, а потом выжгли волосы на голове и нарисовали на черепе какую-то фигуру. Мучители получили... один год условно, а «бригадир» вновь прошел по делу свидетелем.
«Я виноват —
я и отвечу!»
Дороги Александра и «Сидора» пересеклись 2 января 2002 года, когда родственника Воротиных, предпринимателя Сергея Берсенева, «бригада» в упор расстреляла из обреза. Сидоров сам присутствовал при расправе.
Берсенев чудом остался жив. Едва вылечившись, он спешно уехал из Вохтоги. По словам милиционеров, сейчас живет в Ульяновске. «Сидора» же, как ни странно, не арестовали, а оставили на «подписке о невыезде».
«В тот вечер Саша выпил с братом Алексеем, а потом они пошли к Сидорову, только мне ничего не сказали, — вспоминает Маргарита. — Я и понятия не имела, что у Сашки было оружие».
Вечером 2 февраля 2002 года Александр поднялся на площадку третьего этажа дома на улице Юбилейной и нажал на кнопку звонка. Под курткой у него был спрятан обрез. «Сидор» вышел, и оба мужчины спустились на один лестничный пролет... На звук выстрела из квартиры выскочила жена Виктора. Тот лежал ничком на площадке в луже крови.
Два часа Александр Воротин спокойно ждал милиционеров в квартире брата. Он не стал прятать оружие и сразу признался в преступлении. Под конвоем поехал домой прощаться с близкими.
«Я спала с Артемкой, когда вдруг в комнате зажегся свет, — вспоминает Маргарита. — Вошел начальник Грязовецкого райотдела Юрий Рычков, а следом Саша. Муж подошел к шкафу, снял обручальное кольцо: «Рита, я виноват — я и отвечу».
Через день его жестоко избили в камере. Главе сель-ской администрации Григорию Ходулину об этом рассказала сестра Александра: «Его так уделали, что боже упаси! Он никаких заявлений не писал никому. А те, кто избил, сказали: будешь помнить, кто такой «Сидор»!»
Суд приговорил Александра к 11 годам заключения. Сейчас он отбывает наказание в колонии в Шексне. Перед судом за Сашу просила добрая треть жителей Вохтоги — 835 человек! А один из самых опытных «оперов» Николай Суматов, проработавший в угрозыске 11 лет, сказал нам: «Я за то, чтобы Воротина помиловали».
Сейчас Рита на зарплату в 2 тысячи рублей одна поднимает двух детей. Экономят на всем, чтобы раз в три месяца всей семьей съездить в Шексну на свидания с Сашей.
В середине марта дело Александра Воротина слушали в комиссии по помилованию при правительстве области. Большинство ее членов голосовали за то, чтобы полностью снять срок наказания.
|