Петербург на минувшей неделе избежал первого политического кризиса эпохи правления Валентины Матвиенко. Профилактировать его пришлось лично градоначальнице, вынужденной объяснить местным депутатам, что выносить вотум недоверия вице-губернатору Виктору Лобко - нехорошо.
В принципе, информация о появлении в Мариинском дворце первого за время работы нового городского правительства документа о недоверии вице-губернатору не должна была стать сенсацией. О том, что текст постановления составляется в кулуарах Демократической фракции, было известно еще до 14 марта. Окопная война вокруг реформы городской системы местного самоуправления идет между заксовскими демократами и руководителем губернаторской администрации не первый месяц. Поскольку идеологи радикального переустройства МСУ проиграли довыборный этап, они загодя решили подготовить ответный удар - сразу после запланированного провала выборов в муниципальные советы предъявить своему главному обидчику, г-ну Лобко, «черную метку».
При этом изначально было понятно, что до реального выражения недоверия дело не дойдет. Тем более что за всю новейшую городскую историю парламентариям не удалось свалить таким образом ни одного смольнинского чиновника (это при том, что в конце полномочий «второго» и в начале полномочий «третьего» ЗакСов отношения между Мариинским дворцом и Смольным трудно было назвать идиллическими). С другой стороны, тактика «подвешивания» губернаторских заместителей путем вынесения одного вотума имела место - в свое время депутатское недоверие получали Александр Потехин и Валерий Назаров. Это, впрочем, вовсе не мешало им продолжать исполнение должностных обязанностей (для отставки необходимы два вотума, вынесенные друг за другом в течение 6 месяцев).
Тем не менее, выход в публичную сферу информации, что текст вотума Виктору Лобко сформулирован, напугал обе конфликтующие стороны.
Депутатов, похоже, даже в большей степени, чем их оппонентов из Смольного. Члены Демократической фракции принялись наперебой отрицать собственную причастность к подготовке проекта о недоверии и даже сам факт того, что идея «замахнуться на святое» родилась именно в их парламентском объединении. В результате никто из демократов так и не рискнул поставить свою подпись под этим документом - тогда как изначально предполагалось, что бумага будет скреплена автографами всех 8 членов Демократической фракции.
А вице-спикер Юрий Гладков (представляющий в президиуме Собрания демократов) и вовсе получил две «желтые карточки». Первую - из Смольного, вторую - от своего непосредственного начальника Вадима Тюльпанова, который, по слухам, лично пообещал своему заместителю разжалование в рядовые депутаты. Наши источники сообщают, что аналогичная перспектива была нарисована из Смольного и перед самим Вадимом Альбертовичем (в случае, если злополучный документ попадет на рассмотрение к депутатам).
Видимо, решив перестраховаться, спикер публично заявил, что «документа о вынесении недоверия Лобко в природе не существует» (по его версии, «все эти досужие домыслы родились из заказного материала, показанного на одном из телеканалов»). Лукавство г-на Тюльпанова было тем более очевидно, если учесть, что юридическое управление ЗакСа в установленном порядке выдало свое заключение на проект постановления о вотуме.
С другой стороны, стоит отметить: Валентина Матвиенко, разруливая кризис, пользовалась не только кнутом, но и пряником. Губернатор на минувшей неделе провела даже два раунда закрытых переговоров с парламентариями. Первый - с лидерами фракций, второй - с членами Демфракции.
На первой встрече основными темами стали пакет законов о реформе ЖКХ, а также вопрос о численности будущего ЗакСа (губернатор заявила, что настаивает на сохранении нынешнего количества парламентариев, явно не порадовав тем самым народных избранников).
А то, что градоначальница в индивидуальном порядке встретилась с Демократической фракцией, в Мариинском расценили как промежуточную победу правых. Правда, пережив за неделю многократные нервные потрясения, на вечернем рандеву в минувшую среду правые депутаты оказались настроены вполне миролюбиво. С их стороны была высказана примерно следующая позиция: вообще-то мы считаем виновным в муниципальном кризисе не самого г-на Лобко, а его подчиненную - председателя профильного комитета Нину Шубину. Но, поскольку по Уставу недоверие можно выражать только вице-губернатору, мы и решили погрозить начальнику Нины Владимировны. Теперь ждем других кадровых решений.
Губернатор в ответ признала, что местное самоуправление, действительно, требуется реформировать. И даже частично согласилась с выгодностью предлагаемой СПС двухуровневой схемы организации муниципальных советов. Но, поскольку вопрос этот «сложный и требует обстоятельной подготовки», было решено сформировать совместную рабочую группу для разрешения муниципальной проблемы.
Тактика, которую взяла на вооружение губернатор, показалась наблюдателям знакомой. Обещание реализовать пожелание просителей не сейчас, а в будущем традиционно использовалось Смольным, чтобы до поры утихомирить бузотеров. Возможно, сегодняшняя муниципальная уступка требуется, дабы демократы наравне со всеми молча одобрили пакет документов по реформе ЖКХ. Или, скажем, не сопротивлялись фиксации в Уставе цифры в 50 депутатов ЗакСа (25 из которых будут избираться по мажоритарным округам, а 25 - по партийным спискам). Городской парламент, кстати, как раз на минувшей неделе приступил к рассмотрению соответствующих поправок в Устав.
|