Оказывается, бывший глава Минприроды Артюхов был не одинок в своей предприимчивости. Всем запомнился скандал с многочисленными лицензиями, выданными «ЛУКОЙЛу» в последний день его работы. Между тем весьма любопытные события происходили и в МИДе.
Буквально накануне отставки Иванов отправил своих заместителей Александра Лосюкова и Алексея Мешкова послами в «теплые» Токио и Рим. На очереди отъезд Алексея Федотова, тоже замминистра, послом в Прагу. Затем, как ожидают, в Софию выедет новый посол Анатолий Потапов, которого уже сменил на посту замминистра известный чеченский деятель Доку Завгаев.
Возможно, Игорь Иванов, будучи одним из приближенных к Кремлю чиновников, знал о предстоящем расформировании правительства и в отличие от многих хорошо к нему подготовился.
Информированные сотрудники МИДа утверждают, что в отличие от нового министра природных ресурсов Юрия Трутнева, затеявшего пересмотр решений своего предшественника, новый шеф дипломатии Сергей Лавров не затеял радикальную чистку в своем ведомстве. Как утверждают наши источники в МИДе, назначения и перестановки были подготовлены при Игоре Иванове и ожидали своего часа. Однако в подготовленную Ивановым рассадку членов своей «команды» по важным местам на мировой арене вмешался «фактор президента».
Как известно, назначение послов производится указом президента после консультаций с Федеральным собранием. Путин подходит к этому отнюдь не формально и способен иной раз «завернуть» предложенную кандидатуру. Причем такое уже было, утверждают дипломаты: он возвращал назад подготовленный проект указа о назначении того или иного посла. У президента есть «собственный резерв кадров» в составе бывших глав ведомств и видных политических деятелей.
Показательно, что на это обстоятельство – полномочия президента на утверждение посла – сослались представители комитета по иностранным делам Госдумы, отказавшиеся раскрыть «НГ» планы новых назначений. «До опубликования указа такие данные являются конфиденциальными», – заявили аппаратчики Госдумы. (Однако это не секрет для иностранных правительств, у которых в каждом случае заранее запрашивают агреман на посла.)
Кандидатов на оставленную премьером Михаилом Фрадковым должность представителя РФ при Евросоюзе и на место постпреда при ООН, покинутое Лавровым, у МИДа пока нет. Их подбор, учитывая важность этих должностей, может занять значительное время. Если только в дело не вмешается сам Путин с уже подобранными им кандидатурами.
В ближайшем будущем ожидается решение вопроса о кандидатах на должности послов в ряде ключевых стран. Это прежде всего Китай, куда на замену Игоря Рогачева раньше планировалось направить одного из заместителей министра иностранных дел – специалиста по Китаю (Андрея Денисова или Сергея Разова) и Франция.
Кроме того, уже значительное время в Вашингтоне пребывает нынешний посол Юрий Ушаков. Однако вопрос о сроках его замены пока не определен. Как считают дипломаты, при назначении послов в страны «восьмерки» наибольшее значение будет иметь фактор близости того или иного лица к президенту.
Иванов не успел назначить «своих людей» на самые важные посты. И теперь это исключительно зависит от пожелания Лаврова и воли Путина.
|