Рассуждения о том, что прошедшие президентские выборы были полностью лишены интриги, уже стали общим местом. Впрочем, как минимум несколько десятков россиян ожидали приближения дня голосования с особым нетерпением: настоящее испытание прошли руководители субъектов Российской Федерации, которые должны были обеспечить явку избирателей.
Казалось бы, в условиях крайнего разгула административного ресурса обеспечить явку для главы региона было задачей чисто технической. В некотором роде даже управленческой. Глава региона просто должен был продемонстрировать свою готовность реально управлять процессами, избирательными комиссиями, умонастроениями вверенных ему россиян. Однако не все так просто. Судя по нервозности региональных лидеров спрашивать с них, похоже, будут, исходя из реальных, а не сброшенных по системе ГАС «Выборы» цифр.
Впрочем, цифры эти станут судьбоносными далеко не для всех региональных глав. В первую очередь, беспокоились те, кого ожидает давно анонсированный процесс «укрупнения регионов», который после президентских выборов, похоже, все же начнет реализовываться.
В этом аспекте крайне любопытна ситуация на Северо-Западе. По данным самых разных источников, настоящее укрупнение регионов, вполне вероятно, начнется с объединения Петербурга и Ленинградской области. В связи с этим, по нашим данным, сразу после президентских выборов нас ожидает достаточно жесткая информационная война между руководителями двух «обреченных на союз» регионов. Однако судьба кресла главы нового суперрегиона решится, очевидно, вовсе не на полях этой информационной войны. Вполне вероятно, что она уже решилась 14 марта.
По одним сведениям, ни Валентине Матвиенко, ни Валерию Сердюкову губернаторство в потенциально объединенном регионе не светит. По другим, для них еще ничего не потеряно. Дело в том, что оба региональных лидера вполне в состоянии победить на выборах главы нового суперрегиона. Вопрос лишь в том, кто будет поддержан Кремлем. А ответ зависел в том числе и от способности обеспечить достойную явку и приемлемый результат 14 марта. Так что президентские выборы имели для избирателей Петербурга и Ленинградской области настоящую интригу. Сами того не подозревая, горожане и областные жители своей явкой (неявкой) на президентские выборы вынесли вотум доверия (недоверия) своим губернаторам...
Мнения экспертов
Вадим Тюльпанов, председатель Законодательного собрания Петербурга:
- Это будет зависеть от волеизъявления жителей города и области. Пока говорить об объединении рано - губернатором еще даже не подписан закон «О референдуме». Документ был принят депутатами, но отклонен исполнительной властью, которая прислала свои поправки. Нам их предстоит рассмотреть и снова принять закон (опрос «Фонтанки.ру»).
Оксана Дмитриева, депутат Государственной думы России:
- Объединение города и области возможно только при условии внесения изменений в Конституцию. Я являюсь противником внесения в Конституцию каких-либо изменений в принципе. Поскольку, как только открывается форточка для изменения Конституции, под этим соусом может появиться соблазн подкорректировать и другие статьи, допустим, продолжительности сроков президентских полномочий и их максимального количества для одного человека, назначения губернаторов и массы других вопросов, которые могут существенно ограничить права и свободы граждан.
Санкт-Петербург и так большой субъект России, город федерального значения, а при объединении он становится муниципальным образованием. В такой ситуации у города существенно снизится статус. Отсюда появятся проблемы, свойственные другим субъектам Федерации. Города, являющиеся областными центрами, всегда считают, что их обижают в плане налогов (все доходы зарабатывает областной центр, а затем их перераспределяют на областные районы). В случае объединения города и области это, безусловно, будет. Причем перераспределение будет в пользу районов области. Сейчас Петербург является донором, а Ленинградская область - реципиентом (она получает прямые ассигнования из федерального бюджета и трансферты - исполнительные ассигнования на выплаты зарплаты бюджетникам и на реформу ЖКХ). По совокупности доходов и расходов объединенный субъект будет донором. Получается, в совокупности город и область будут получать из федерального бюджета меньше, чем по отдельности. Это - минусы.
Но от объединения будут и плюсы. Во-первых, землепользование. Город задыхается в рамках тех землеотводов, что есть у него. Городу нужно расширяться на Ленобласть. При условиях объединения можно будет создать более комплексные и эффективные программы. Второе - будет решен вопрос «маятниковой эмиграции»: проблема людей, которые живут в области и приезжают на работу в город, и горожан, уезжающих на лето в область Половина города летом живет на дачных и садовых участках, расположенных в Ленобласти, где нет соответствующей инфраструктуры. Появится и возможность вывода предприятий и каких-то производственных структур из города на территорию области.
В любом случае структурное изменение порождает дополнительные расходы и убытки. Поэтому оно должно быть абсолютно объективно необходимым. И если плюсы и приобретения неочевидны, то это изменение лучше не делать (опрос «ТС»).
Игорь Михайлов, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
- В ближайшее время объединения ждать не стоит. Я думаю, что в правление Владимира Путина - точно. Объединение таких регионов - процесс сложный и вряд ли возможный в данной ситуации (опрос «ТС»).
|