Когда начнут объединять Петербург и Ленинградскую область?
Уже этой весной, сразу после президентских выборов, может начаться процесс объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в один субъект Федерации. Вопрос только в том, кто станет главой нового образования.
Тема объединения Петербурга и области стара, как существование двух субъектов Федерации, обусловленное Конституцией 1993 года. Так или иначе она вставала на всех губернаторских выборах в области, в 1998-м областные парламентарии даже создали комиссию по подготовке к объединению. В середине своего второго срока уже Владимир Яковлев всерьез рассматривал возможность укрупнения регионов для дальнейшего переизбрания. Был, говорят, даже разработан специальный план - сначала победа смольнинских депутатов на выборах в областной ЗакС, потом избрание там губернатором Валерия Малышева, потом объединение...
Помимо этого было и множество других, «локальных» всплесков объединительной активности. Но разговоры о возможном укрупнении регионов, которые идут сейчас, имеют от предшествующих одно принципиальное отличие - они носят непубличный характер, то есть не являются частью обычной пиар-кампании.
Почти все собеседники «Города» на вопросы об объединении, отвечали абсолютно одинаково: «Разговоры ходят, они более чем реальны. Но до 14 марта никто вслух ничего комментировать не станет - чтобы не раскачивать лодку». При этом подождать с публичными комментариями до 14 марта просят люди, никак не связанные друг с другом.
В пользу нынешнего объединения есть один и очень серьезный аргумент - политическая воля Кремля. Опрошенные нами эксперты объясняли появление этой воли следующим образом: второй президентский срок Путина должен отличаться от первого: как набором целей, так и методов их достижения. При этом президент должен сразу же продемонстрировать не только разумность, но и решительность своих действий. Вопрос только в том, на какую проблему будет направлен вектор власти. Понятно, что решение крупных экономических проблем (как, впрочем, и проблемы Чечни) требует времени и не гарантирует результата. Другое дело - административная и территориальная реформа.
То, что нынешнее территориальное деление России не слишком рационально, признают все. Поделить Россию разумно и по-новому - в этом кремлевские аналитики видят историческую роль Путина на ближайшие годы. И уверены, что эта роль будет благосклонно воспринята населением.
Более того, процесс объединения регионов уже пошел - президент одобрил слияние Пермской области и Коми-Пермяцкого округа. Следующими на очереди, по имеющейся информации, могут оказаться Петербург и Ленинградская область.
Ранее считалось, что подобное объединение Петербургу ничего, кроме дополнительных головных болей, не принесет. Однако в последнее время тон разговоров изменился - Петербург объективно испытывает трудности с территорией. Все программы вывода предприятий из центра города упираются в то, что выводить их надо на земли Ленинградской области, а отдавать Валерию Сердюкову источники налогов городским властям невыгодно. С другой стороны, большинство заводов, построенных иностранными компаниями в области, используют Петербург как рынок сбыта, и, с точки зрения петербургских чиновников, было бы справедливо, если бы они находились в городе и платили налоги в городскую казну. То есть существование двух субъектов объективно тормозит развитие родного города президента.
Идеально для города было бы, конечно, расширить административные границы до реки Волхов, оставив Подпорожье и Лодейное Поле какому-нибудь другому субъекту. Но тут уж выбирать не приходится - если объединяться, то со всеми плюсами и минусами.
Ранее объединительные усилия наталкивались на сопротивление элит в городе и области, опасавшихся потери выстраданных мест и полномочий. Однако в новой политической реальности указания из Кремля принято встречать одобрением, поэтому публичного сопротивления объединению субъектов не будет. Кроме того, местные чиновники и депутаты способны найти в объединении и положительные стороны. Например, парламентарии могут не только ничего не потерять от слияния субъектов, но даже и выиграть - если им, например, пообещают создать новый парламент путем простого сложения двух существующих. Здесь, правда, есть юридический нюанс - в областном округе избирателей примерно в три раза меньше, чем в городском. Говорят, что с областным спикером Кириллом Поляковым соответствующие консультации уже проводились.
Чтобы объединить два субъекта Федерации, необходимо проведение референдумов. В Петербурге, кстати, пока закона о местном референдуме нет, но он должен быть принят на одном из ближайших заседаний Законодательного собрания. Если на референдумах население принимает положительное решение, оно направляется в Думу, которая должна принять закон об изменении Конституции. Потом этот закон утверждается Советом Федерации и подписывается президентом. При наличии политической воли все эти действия можно совершить за несколько месяцев.
Понятно, что самый интригующий вопрос объединения - кто встанет во главе нового суперсубъекта. Вернее, кого Кремль назовет своим кандидатом на выборах его губернатора. По слухам, на это место не рассматривается ни Валентина Матвиенко, ни Валерий Сердюков.
Комментарии
Когда объединят город и область?
Алексей Шустов, руководитель Лаборатории социально-политических технологий «АМП СПб»:
- Это объединение рано или поздно состоится. Но надо понимать, что мы сейчас очень слабо представляем, каковы планы президента Путина по преобразованию управленческой системы страны, хотя все знают, что такие планы - может быть, даже весьма радикальные - существуют. Если быстрое объединение наших регионов им соответствует, то оно весьма вероятно. Я все же думаю, что раньше следующих выборов губернаторов Петербурга и области этот вопрос решен не будет: и Сердюков, и Матвиенко - довольно сильные фигуры, а объединение противоречит их интересам. А к следующим выборам в центре определятся с кандидатурой на должность губернатора объединенного региона и подготовят для этого почву.
Ватаняр Ягья, депутат петербургского ЗакСа:
- Это абсолютно нереально. Город и область - два совершенно разных субъекта Федерации, у них различные пути развития. Петербург не готов взять на свое содержание Ленинградскую область, в которой очень много районов, нуждающихся в больших финансовых вливаниях. Все разговоры об объединении - от лукавого. Эти разговоры ведут люди ограниченные и преимущественно непетербуржцы по происхождению.
Игорь Павловский, начальник Управления информации губернатора Петербурга:
- Никто еще не доказал пользу объединения Петербурга и области. Объединяться ведь надо не ради объединения, а ради каких-то конкретных результатов - например, повышение благосостояния жителей. Как только будет доказано, что благосостояние повысится, ни один нормальный чиновник не будет этому препятствовать - он просто не имеет на это права. Но пока идут только политические разговоры. Что мешает тем же законодателям, которые чаще всего поднимают эту тему, создать комиссию по унификации законодательства двух субъектов, образовывать единые органы?
Игорь Михайлов, председатель комитета по законодательству петербургского ЗакСа:
- Я знаю, что модельная система укрупнения регионов будет сначала отрабатываться на малых субъектах Федерации - где живут по тридцать тысяч человек. И когда будет отработана процедура и найден механизм корректного вскрытия и закрытия Конституции (если влезаешь в Конституцию поменять границы, очень сильно чешутся руки заняться чем-нибудь более серьезным), выйдут на концептуальные вопросы типа Москвы и Петербурга с областями.
|