Заслушав в минувшую субботу доклад генпрокурора Владимира Устинова по ходу расследования обстоятельств гибели АПЛ "Курск", президент Путин предложил министру обороны Сергею Иванову, начальнику Генштаба Квашнину и главкому ВМФ адмиралу Куроедову "сформулировать предложения, в которых содержались бы не только кадровые решения, но прежде всего система мер, направленная на качественное улучшение деятельности ВМФ в целом". Через три часа приказом министра обороны 12 высших офицеров Северного флота были уволены с формулировкой "за серьезные упущения в организации деятельности флота". Командующий флотом адмирал Вячеслав Попов и начальник штаба флота вице-адмирал Михаил Моцак понижены в должности. Общественное мнение напрямую связывает эти кадровые решения с гибелью АПЛ "Курск". То есть руководство страны уже сделало выводы о катастрофе. Однако обществу эти выводы все еще неизвестны
Президент сделал оговорку, которую затем в другой форме озвучил и Анатолий Квашнин - о том, что "мы не в состоянии сделать вывод о причинно-следственной связи между действиями должностных лиц и наступившими тяжелыми последствиями". Однако список уволенных не оставляет сомнений, что наказание связано именно с трагедией "Курска". Почти все отставленные офицеры имели непосредственное отношение или к погибшей подлодке, или к организации учений, или же к аварийно-спасательным силам флота. Уволены командующие и их первые заместители всех флотских соединений - флотилии и дивизии, - в которые входила погибшая АПЛ. Уволен начальник Управления боевой подготовки главного штаба Военно-морского флота. Уволен даже руководитель торпедно-технической базы, с которой и была выдана торпеда, неисправность которой, по одной из версий, и стала причиной трагедии.
Во время встречи с генеральным прокурором Владимир Путин заявил, что "продолжают расследоваться все версии, в том числе и версия столкновения нашей подводной лодки с неопознанным подводным объектом. Вместе с тем необходимо признать, что объективных данных, подтверждающих эту версию, несмотря на большой объем проделанной работы, до настоящего времени не получено". По данным "Известий", одним из ключевых моментов в представлении Генпрокуратуры по итогам предварительного расследования гибели АПЛ было заключение некоего эксперта, имя которого тщательно скрывается. Известно лишь, что он служит - или служил - на Тихоокеанском флоте. Именно на основании его экспертизы и были приняты "кадровые решения". Отметим, что "Курск" не стал прямым основанием для отставок - по некоторым данным, в самом приказе безобразное проведение учений Северного флота, во время которых и погиб "Курск", офицерам в вину не ставится.
В период катастрофы и спасательной операции в августе 2000 года штабы показали полное неумение анализировать обстановку и обеспечивать командующего флотом достоверной информацией. Обнаруженная "Петром Великим" вторая подводная цель - тот самый "неопознанный подводный объект" - бесследно исчезла, а ведь поднять буй или классифицировать и отследить контакт с подводной лодкой - элементарные действия, которые обязан выполнять любой мало-мальски боеспособный флот. Командование флота продемонстрировало привычку действовать в условиях постоянных отказов и сбоев на кораблях - иначе невозможно объяснить бездействие при потере радиосвязи с "Курском" в течение 12 часов. Естественно, при таком положении дел любые учения на флоте превращаются в игру со смертью.
- Еще будучи в Мурманске, Устинов обещал обнародовать выводы экспертиз, проведенных на "Курске", - заявил "Известиям" начальник Управления информации Генпрокуратуры Леонид Трошин в ответ на просьбу прокомментировать результаты встречи Устинова с президентом. - И я уверен, что это будет сделано.
С 1990 по 2000 год корабли российского ВМФ, по существу, стояли у причалов, и требовать безаварийного плавания у моряка, который несколько лет не был в море, по крайней мере, наивно. Национальная программа развития ВМФ отсутствует. В таких условиях нельзя не обращать внимания на существующее мнение некоторых офицеров флота - руководство Генштаба убирает из ВМФ фигуры, способные противостоять планам реформирования армии и флота. По одной из бытующих версий, России не нужен океанский флот, который в свое время даже Советский Союз финансировал лишь на треть от реальной потребности.
Виновные найдены. Военные, скрывая информацию, борются за честь мундира. Политики, используя информационный вакуум, решают свои задачи. Родственники погибших ждут - когда будут названы причины гибели "Курска".
Георгий КОСТЕВ, вице-адмирал:
- В истории отечественного ВМФ уже были подобные случаи. Массовая отставка и разжалование офицеров произошли в 1956 году, когда погиб линкор "Новороссийск". Так что это не является беспрецедентным. Пока неясно, что будет с этими людьми дальше. Они могут просто уйти на пенсию, но, возможно, их просто назначат на другие должности с понижением. После катастрофы "Курска" адмирал Вячеслав Попов писал рапорт с просьбой уволить его из флота. Но ему его надо было раньше писать, до катастрофы: ведь он знал реальное состояние флота.
Алексей АРБАТОВ, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне:
- У меня не вызывает удивления, что последовали такие дисциплинарные меры. Правильно, что президент не сделал этого сгоряча, а дождался каких-то выводов комиссии по расследованию обстоятельств гибели АПЛ "Курск". Удивляет, что меры приняты только к командованию Северного флота. Неужели главком ВМФ Куроедов не знал, что творится там, если на флоте был такой большой непорядок? Когда только началось расследование, Куроедов, Попов и Моцак в один голос твердили, что самая вероятная версия - это столкновение с какой-то подлодкой. Видимо, с самого начала они подозревали, в чем дело, и пытались обелить себя, продвигая версию столкновения.
Николай ТЕПЛЯКОВ, капитан 1 ранга запаса, гендиректор межрегионального общественного Фонда поддержки отечественного подводного флота :
- Отставка Попова - большая ошибка. Он удивительный человек, настоящий подводник. Им, кажется, ставят в вину то, что прошлогодние учения были плохо организованы. Так как их можно хорошо организовать при таком финансировании? Год назад Вячеслав Попов как порядочный человек написал прошение об отставке, но ему не дали уйти по-хорошему. А через год получается, что просто нашли стрелочников.
|