«Неправильные иконы» залили чернилами люди в масках
Минувший уик-энд был омрачен очередным актом вандализма. На этот раз пострадала художественная галерея «С.П.А.С», расположенная непосредственно напротив Мариинского дворца. Группа молодчиков в масках уничтожила выставку художника-авангардиста Олега Янушевского «Cosmopolitan Icons». Оценку этого необычного для Петербурга события вчера попытались дать художники, галеристы и правозащитники.
Олег Янушевский - художник, чье искусство во многом провокационно. Вот уже 10 лет он создает так называемые «иконы», то есть находит знаки, предметы, образы, которые, как он считает, в массовом сознании «канонизируются» и в чем-то заменяют человеку культ. Это может быть «Роллс-ройс», сотовый телефон или банка колы, словосочетания «Тэйк ит изи» и «OK», наконец, образы «великомучеников» Березовского, Гусинского или Буша. Кстати, сейчас Олег работает над иконой с портретом Путина. Говорит, что уже нашел на барахолке старую энкавэдэшную кожаную куртку, которая послужит обрамлением картины. Он вообще ищет атрибуты своих работ на свалках и развалах, подбирает на улицах, считая, что все это вполне в русле современных тенденций. Во многом его искусство - кич, но западным галеристам нравится, да и в Петербурге выставка пользовалась успехом. Но дело, конечно, не в том, как оценивают знатоки искусство художника, а в том, что для кого-то картины Янушевского стали поводом выплеснуть свою агрессию на фоне крепнущего национального самосознания, понимаемого некоторыми как фашистский диктат.
А дело было так. По словам галериста Сергея Тюрина, на выставку зашли две агрессивно настроенные женщины средних лет и стали обвинять художника (которого в этот день на выставке не было) в богохульстве и осквернении христианских традиций. Запись такого же содержания была сделана и в книге отзывов. В это же время в галерею зашли восемь 20-летних молодых людей в масках и камуфляже и стали обливать картины краской и фиолетовыми чернилами. Буквально через несколько минут в галерее появился корреспондент Православного радио (остается лишь догадываться, был ли он в курсе готовящейся акции). Женщины подбадривали молодежь словами: «Молодцы, сыночки». Они заявили также, что их «завело» выступление Янушевского в программе «Детали». Особое возмущение вызывало оформление одной из рам значками с религиозной атрибутикой, которые, по признанию художника, он купил на рынке в виде брелков для ключей китайского производства.
Посетители пытались урезонить парней, но не очень уверенно.
Охраны в галерее не было, а девушка-смотритель не смогла задержать хулиганов до прибытия милиции.
Результатом погрома стали испорченные работы с портретами Джорджа Буша, финского актера Вилли Хаапсало, работа с выражениями-американизмами и некоторые другие. Если краску еще как-то можно отмыть, то фиолетовые чернила отечественного производства въелись, похоже, навсегда.
Все это было бы смешно, когда бы не было так опасно. Любые акции подобного рода пугают тем, что создают прецедент. В Петербурге, признают искусствоведы, такого еще не было.
Год назад аналогичный случай произошел в Москве. Молодые верующие уничтожили выставку «Осторожно, религия!» в центре А.Сахарова. Но там художники действительно использовали в своих хеппенингах православные иконы. Янушевский же, конечно, называет свои картины «иконами» весьма условно.
Искусствоведа и культуролога Марину Колдобскую тревожит желание некоторых отстоять свою точку зрения не эстетически, а грубой силой. Правозащитник Юлий Рыбаков, не считая себя поклонником художественных провокаций, тем не менее видит во всем произошедшем политическую тенденцию, отражающую настроение общества. «Насилие и агрессия стали составляющей нашей общественной жизни, - утверждает он. - Если можно «мочить в сортире», то почему нельзя устроить погром в галерее?».
Он рассказал, что недавний митинг, посвященный трагедии ингушского народа, был практически сорван фашиствующими молодчиками, не скрывающими своих взглядов. А сотрудники милиции не торопились задерживать экстремистов.
В обращении, подписанном представителями интеллигенции, музыкантами и художниками, в том числе Борисом Гребенщиковым, Юлием Рыбаковым, Виктором Богорадом, Сергеем Ковальским, в частности, говорится:
«Нет сомнения, погром в художественной галерее стоит в одном ряду с громкими преступлениями последних месяцев, совершенными в нашем городе, - налетом неофашистов на кладбище Жертв 9 января на Марсовом поле, погромом на Еврейском кладбище, разбоем и убийствами на национальной почве. Очередная хулиганская выходка - свидетельство подъема националистических и шовинистических настроений в сегодняшней России, прямая угроза правам граждан на свободу вероисповедания и самовыражения, в том числе творческого...»
|