1 февраля на 50-м году жизни скончался и.о. руководителя Управления МНС по г. Москве Виктор Мишин. Прошло уже несколько недель, а официального сообщения о назначении нового начальника Управления так и появилось. Закулисная борьба между столичными властями и федеральным центром за то, кто будет собирать налоги в столице, разгорелась с новой силой. Федеральные власти ведут давнее наступление на московскую налоговую систему по всем фронтам. Самым громким ударом по столичной налоговой вольнице стала отмена налога с продаж. Но борьба идет не столько за контроль над фантастическими в масштабах страны финансовыми потоками, сколько за саму структуру власти в столице. Со следующего года Москва может лишиться своего особого налогового положения. Смысл налоговых преобразований, проводимых центром, не сводится к тому, чтобы Москва платила в казну больше процентов от собранных налогов, чем другие субъекты федерации. Ей придется отчислять в федеральную казну в такой же пропорции, как и всем остальным. Но эта попытка установить равенство среди "субъектов" уже вызвало волну возмущения в Мосгордуме и столичной мэрии. Москве оставляют ее особый политический статус города федерального значения, но при этом устранили любые экономические преференции. В новом проекте Бюджетного кодекса, принятого Госдумой в первом чтении, никакого особого положения Москвы уже не прослеживается. А после принятия законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" на содержание мэрии и Правительства Москвы в их нынешнем разросшемся виде может просто не хватить средств. Этот законопроект перераспределяет местные налоги в федеральные, федеральные в местные, а региональные - то есть собственно "всемосковские" - сокращает до минимума. К региональным налогам будут относиться только два: налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес. Даже налог на имущество физических лиц (не говоря уже о транспортном!) будет поступать в местную - то есть в районную, а не городскую казну. Если забыть о панических высказываниях московских депутатов о грядущей в связи с этим "гибели городского хозяйства", то на практике введение новых законом будет означать не столько финансово-хозяйственный кризис в столице, сколько кризис столичной власти. Поскольку подразумевает ее полную перестройку, причем, с элементами демонтажа. Если налоговая реформа будет реализована, то, например, роль мэра как руководителя городского хозяйства из системообразующей станет просто представительской. Московские власти ведут ответное наступление и требуют внесения в законопроекты поправок. Суть их сводится к тому, что Москва должна сама устанавливать структуру наполнения своего бюджета. Иначе, мол, дороги в столице и вовсе перестанут строиться. В такой ситуации, с точки зрения столичного лобби, Управление МНС по Москве должен возглавить человек, который не постесняется отстаивать перед федеральным руководством "самость" города как особого территориального образования. Центр же смотрит на эту должность совсем по-другому. Ему как раз меньше всего хотелось бы, чтобы главный московский налоговый начальник стал очередным генералом Прониным, который, как выяснилось по время его отставки, служил в первую очередь в ГУВД столицы, и только во вторую - в МВД. Министру по налогам и сборам Геннадию Букаеву предстоит непростой выбор. С одной стороны, у Букаева есть "питерский" зам бывший директор по экономике и финансам ОАО "Северо-Западный Телеком" Иван Голиков. Он наверняка смог бы отстаивать в столице интересы центра вопреки интересам команды московских чиновников. С другой стороны, среди заместителей министра немало, как и он, выходцев из Башкортостана, на которых, понятное дело, Букаев может полностью положиться. Из "башкирских" на роль главного московского налоговика, полагают наблюдатели, мог бы претендовать молодой (около 35 лет) заместитель министра Дмитрий Чушкин, еще пять лет назад работавший начальником отдела Госналогинспекции по Республики Башкортостан. Кроме лояльности министру у него есть еще одно главное преимущество перед конкурентами - как и покойный Виктор Мишин, он совмещал работу заместителя министра с руководством Управлением МНС по г. Москве. Как ни парадоксально, московскому правительству практически некого лоббировать среди замов Букаева. Поэтому столичным властям остается надеяться только на карьерный рост кого-то из нынешних замов руководителя Управления МНС по Москве, с которыми у московских чиновников были бы налажены "давние продуктивные контакты". Такая кандидатура в нынешнем руководстве Управления практически одна - Юрий Мавашев. Он единственный из всех заместителей покойного Виктора Мишина, кто не стеснялся участвовать в межведомственных комиссиях, учреждаемых мэрией Москвы по таким, мягко говоря, щепетильным вопросам, как, например, привлечения и использования иностранных работников в столице. Юрий Мавашев пришел в Госналогслужбу в 2000 году из бизнеса. В некотором смысле деятельность Мавашева на государственном посту и как топ-менеджера банка очень похожа. До 1998 года он был вице-президентом известного своей агрессивной политикой "силового" МАПО-банка. И именно Мавашев, например, принимал активное участие в выбивании денег из "Роснефти" накануне ее планировавшегося акционирования. В результате деятельности МАПО-банка тогда по решению суда за десять миллионов долларов было продано дочернее предприятие "Роснефти" "Пурнефтегаз", которое эксперты оценивали в сотни миллионов. Это фактически сорвало тогда аукцион по "Роснефти". Но долг МАПО-банком был получен, а это многое говорит о способностях Юрия Мавашева выбивать деньги любой ценой. Назначению Мавашева может помешать то, что в правительстве еще многие помнят другого выходца из МАПО-банка - Евгения Ананьва, который довольно бесславно руководил компанией "Росвооружение". При Ананьеве экспорт российского оружия упал на миллиард долларов. Но у московского лобби выбор невелик: либо Мавашев, либо ставленник федерального центра, либо человек министра (что в принципе одно и тоже). Правда, если московские лоббисты будут слишком активны, возможен и другой вариант: Управление возглавит никому не известный сейчас налоговый руководитель из дальнего российского региона. В конце концов, и Виктор Мишин был "брошен" на Москву из Перми.
|