Продолжаем знакомить читателей с окружением Валентины Матвиенко. На вопросы «Дела» отвечает вице-губернатор Михаил Осеевский.
Не борюсь за близость к губернатору
- Опытные чиновники считают, что на работе в административных структурах методы, привнесенные из бизнеса, не вполне применимы.
- Меня мой бизнес бэкграунд не отягощает: ключевые подходы к управлению - абсолютно идентичны, независимо от того, какие субъекты в нем задействованы. Базовыми являются: планирование деятельности, подбор людей, бюджетирование, контролинг (как стратегический, так и оперативный). Основные методики полностью совпадают. Поэтому так могут говорить только те, кто не работал или не учился тому, как осуществляется управление.
- Тем не менее, в смольнинском рейтинге влиятельности первую позицию занимает чиновник «старой закалки» Виктор Лобко. Вы же, представитель «молодых топ-менеджеров», вроде бы отодвинуты на второй план.
- Я не очень понимаю, а за что мы должны конкурировать? Понимаете, на этот вопрос отвечать довольно смешно, потому что каждый из вице-губернаторов имеет серьезный и обширный круг полномочий. Можно спорить, у кого они больше по объему, по весу, кто приносит больший результат. Но то, что, по крайней мере, ни я, ни те, кто пришел из бизнеса, не пришли сюда для того, чтобы бороться за «близость к телу», - однозначно. У кого больше возможностей влиять на результат? Это вопрос, которым должны внимательно заниматься эксперты.
- Вам - единственному вице-губернатору - выделили кабинет на первом этаже Смольного, в максимальном отдалении от офиса губернатора. Это ведь не престижно?
- Абсолютно не важно, в каком кабинете сидит сотрудник. Главное - насколько эффективно он работает.
- Тот же г-н Лобко в интервью нам прямо заявил, что считает плановую экономику высшим достижением человеческого разума. Способен ли кабинет, сформированный из столь разнородных людей, выдать серьезный результат?
- Пока мы с Виктором Николаевичем, несмотря на то, что он - самый старший член правительства, а я - самый молодой, находим общий язык. Хотя, может быть, в определенных моментах и смотрим на жизнь по-разному. Думаю, о реальных достижениях правительства стоит поговорить по истечении какого-то срока, когда уже можно будет четко сказать, что за это время можно было сделать такие-то реальные вещи и мы их сделали или не сделали. Пока же я не наблюдаю никаких структурных перекосов: по крайней мере, нет ни одного вопроса, подготовленного нашим блоком, который не был бы принят на правительстве. Естественно, все противоречия снимаются до заседаний - на них мы стараемся не дискутировать, потому что это просто неэффективно. И вообще: пока мы в правительстве не видим очень существенно расходящихся точек зрения по серьезным вопросам. Да, нам, людям, пришедшим из бизнеса, иногда хочется, чтобы процедуры были проще и их было бы меньше, - мы привыкли к этому и считаем это разумным. Ну, например, давно пора перейти на электронный документооборот.
Дайте больше денег!
- Считается, что разделение должностей вице-губернаторов и председателей комитетов усложнило для губернаторских замов управление подведомственными отраслями - реальные рычаги оказались именно в комитетах.
- В организации нашей работы существует очень жесткая вертикаль власти. Естественно, ни губернатор, ни вице-губернаторы не занимаются частными и оперативными вопросами. Но все принципиальные решения (это касается не только комитета финансов, но и комитета экономики, остальных подразделений) согласуются с вышестоящим руководством. Никакого другого порядка существовать не может. Это опять же опыт, привнесенный из бизнеса: чтобы эффективно управлять, нужно предоставить людям максимум полномочий и спрашивать с них за исполнение.
- А вот КУГИ находится в двойном подчинении - кроме вас, его курирует инвестиционный вице-губернатор Юрий Молчанов. Кто будет спрашивать за результат?
- Поскольку КУГИ отвечает за неналоговые доходы, а курируемый мною финансово-экономический блок - за формирование доходной базы бюджета, мы, естественно, ставим задачи и обсуждаем вместе, какие реформы необходимо провести для увеличения доходов. Это касается и аренды нежилого фонда, и аренды земли, и переоценки стоимости квартир, и продажи долей города в акционерных обществах - но только в рамках потребности в сборе доходов. Мы говорим КУГИ: «Уважаемые, давайте-ка больше денег». И предлагаем, как это сделать.
- Такое раздвоение не приведет к тому, что невозможно будет найти ответственного?
- Еще раз: все эффективные структуры бизнеса, эффективные государственные структуры всегда управляются по матричному принципу. Такая система используется в крупных компаниях, в том числе и в ПСБ. Ведь условия очень быстро меняются, и необходимо так же быстро принимать решения, поэтому только вертикальная система управления работает неэффективно. Все, кто хочет качественно управлять и быстро принимать правильные решения, должны уметь взаимодействовать не только по вертикали, но и по горизонтали. Поэтому вопросы взаимодействия между вице-губернаторами и председателями комитетов, равно как и оперативное принятие решений председателями комитетов без участия вице-губернаторов, очень важны.
- Под вашу диктовку хоть учебник управления пиши.
- Я не ерничаю, по-другому просто невозможно. Это огромная машина, и, если ее все время сводить в одну точку, она просто не будет крутиться.
- Вы сами заговорили о ПСБ. Не секрет, что именно бизнес-структуры Владимира Когана получили в новом Смольном наиболее широкое представительство. Это значит, что они - самые эффективные?
- То, что Коган владеет крупной финансовой группой, - это факт, и, в принципе, у этой группы есть что предложить. Но вообще-то этот вопрос нужно задавать не мне и даже не Когану, а Валентине Ивановне. Могу сказать, что среди претендентов на мою должность были представители разных финансовых групп. Но Валентина Ивановна при выборе не ориентировалась ни на г-на Когана, ни на кого-либо другого. Она совершенно независимый и самостоятельный политик и - вот если бы здесь был красный угол, перекрестился бы в подтверждение - она принимает решения, исходя из собственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. А Бланка (председателя комитета экономического развития - ред.) привел я, естественно.
Дефицит - опасная вещь
- Министерство финансов настаивает на том, что Петербург обязан погасить долги, связанные с печально известным РАО «ВСМ». Будете отдавать?
- Позиция Смольного по этому вопросу не изменилась: поскольку гарантии по этому кредиту не были предусмотрены городским законом о бюджете, то, соответственно, и договор, подписанный губернатором, нелегитимен. Город не несет никаких обязательств перед федеральным бюджетом по невыполненным обязательствам РАО «ВСМ». Могу сказать как банкир: мы никогда не выдавали ни одного кредита субъектам Федерации в том случае, если в законе не было прописано, что субъект такой кредит может привлечь, а его объем укладывается в утвержденные лимиты. Это азбучная истина: основным финансовым документом является закон о бюджете. Все, что губернатор подписывает без соответствия закону о бюджете, - это, извините, филькина грамота.
- При утверждении Минфином отчета об исполнении петербургского бюджета-2002 вопрос об обязательствах по «ВСМ» был поднят федералами. Не опасаетесь повторения ситуации при утверждении отчета об исполнении-2003?
- В прошлом году отчет был принят, но с замечанием по этому пункту. Понимаете, ни в министерстве финансов, ни у нас нет людей, которые готовы сказать, кто прав, кто виноват. Мы все - государевы служащие, а для разрешения подобных вопросов есть соответствующая процедура, которой мы и следуем. Поэтому мы встречаемся в арбитражном суде, который решит, кто из нас прав.
- В официальных отчетах прежнего Смольного кредиты, приходящие в город, обычно проходили в строчке «инвестиции». С вашей точки зрения, это верная система подсчета?
- На самом деле это стандартная практика, принятая в статистике: в раздел «иностранные инвестиции» включать не только инвестиции в основной капитал, но и все оборотные средства, в том числе кредиты. Но теперь мы в своих расчетах оперируем только показателем «инвестиции в основной капитал».
- Вы заявили, что бюджетный фонд развития инфраструктуры продолжит свое существование и увеличится в объемах. Но в законе о фонде сказано, что он формируется за счет источников погашения бюджетного дефицита. Значит, в 2005-м дефицит городского бюджета возрастет?
- На самом деле, сейчас фонд формируется из разных источников. В 2004 году основными будут средства инвесторов, выплачиваемые за земельные участки, которые они получают для строительства. Если строители, условно говоря, возведут 2 млн. кв. метров жилья из расчета по $ 80 за метр, мы получим $ 160 млн.
Что же касается дефицита, то я считаю, что государство, как правило, должно жить по средствам, но при этом на капитальные расходы можно занимать деньги, четко понимая, как ты их будешь возвращать. Сейчас абсолютно ясно: чтобы экономика города развивалась, мы не можем, к примеру, не вкладываться в энергетику и создание новых мощностей. И в экономической концепции, которую недавно приняло правительство, говорится, что на капитальные расходы можно привлекать заемные средства. При этом мы установили для себя гораздо более жесткие планки, чем в федеральном Бюджетном кодексе.
- Почему же в таком случае вам не нравятся дефицитные бюджеты?
- Потому что это очень опасная вещь. Мы ведь не влияем на макроэкономику, от нас не зависит экономика страны. Это прерогатива Центробанка, Минфина, других федеральных органов. Поэтому всегда нужно исходить из жестких сценариев. Сегодня нефть дорогая, завтра дешевая - и все: и ставки, и расходы изменились. Я исхожу из опыта нескольких кризисов, которые сам прошел, - тогда ведь тоже казалось, что все очень хорошо.
Нужно изменять психологию
- Правительство обозначило цель: удвоить доходы городского бюджета. А нужен ли нам в принципе большой бюджет?
- Нам на самом деле больше нравится формулировка удвоения ВРП, а не удвоения бюджета, хотя они и связаны абсолютно простой формулой. Если мы удваиваем ВРП, у нас автоматически увеличивается бюджет - вследствие роста экономики. Мы считаем, что налоговая нагрузка на бизнес не должна увеличиваться и должна находиться на уровне 10-12% ВРП. Основная масса населения у нас все-таки работает не в бюджетной сфере, а в частных предприятиях, и повышение уровня их жизни зависит не от того, сколько денег в бюджете, а от того, как растет производительность труда.
В нашей программе социально-экономического развития прописаны очень простые формулы. ВРП - это количество активного трудящегося населения, умноженное на годовую выработку. Хотим увеличить ВРП - значит, нужно, чтобы возрастали производительность труда и количество трудящихся. Хотя демографическая ситуация у нас неутешительная: уже сейчас не хватает квалифицированных рабочих.
- Будете привлекать мигрантов?
- Во-первых, нужно более активно переучивать тех, кто у нас есть «внутри», а этот процесс идет очень плохо. Могу привести в пример предприятие «Медполимер», к которому сам имел отношение. Когда там запустили новую производственную линию, которая должна была работать круглосуточно практически целый год (что эффективно), люди, соответственно, должны были начать работать в три смены. Одновременно закрывалась ручная сборка, которой работницы занимались лет по 20. Так вот, их невозможно было перевести с одного режима на другой, они категорически отказывались. Они привыкли приходить на работу к 7 утра, работать до 4 дня и расходиться по домам. «А что, - говорили, - теперь нам по ночам работать?» Это почему-то сразу вызывало социальный конфликт.
Нам необходимо решать задачи изменения психологии населения - это вообще архиважно. У нас в целом по стране очень низка склонность людей к самостоятельному принятию решений, готовность к тому, чтобы взять на себя риск завести собственное дело.
- Я этот тезис не оспариваю. Но каким образом вы как вице-губернатор сможете повлиять на решение этой проблемы?
- Я говорю о том, что людей нужно переучивать. Для этого нужны специальные программы, на которые требуется тратить деньги.
- И все-таки: можно ли сейчас перечислить конкретные шаги, которые Смольный собирается предпринять для удвоения ВРП?
- В первую очередь, необходимо изменение инвестиционного законодательства. Крупным инвесторам мы обещаем «причесать» его в течение первого-второго кварталов и это сделаем. Без увеличения темпов привлечения средств в основной капитал нам опять же не удвоиться. Нам необходимы примерно 3 дополнительных миллиарда долларов в течение 4-5 лет по сравнению с теми темпами, которые имеем сейчас, - значит, нам нужны новые производства. Главным образом, ориентируемся на иностранных инвесторов, потому что там сразу другая производительность труда и, самое главное, они готовы платить налоги и «белую зарплату». Поэтому в первую очередь - законодательство и конкретная работа с инвесторами.
«Пепси-Коле» уже выделен новый участок земли, ведем переговоры с «Жиллет» о создании новых мощностей. В общем, с крупными инвесторами начинаем работать персонально, закрепили за ними персональных менеджеров, которые будут консультировать их по всем проблемам.
Другая важнейшая задача: развитие головных источников энергии, без которых невозможно ни развитие промышленности, ни строительство нового жилья.
Третье направление: освоение новых территорий под промышленность, в первую очередь, путем создания индустриальных парков. Одна из идей - создание национальных индустриальных парков, где работали бы инвесторы из одной страны (им так комфортнее входить в страну и развиваться). Конкретные шаги: развитие территорий под промышленность, куда можно будет ее вывести из центра. Плюс программа переподготовки кадров. В сумме получается четыре пункта: инвестиции, люди, инфраструктура, новые территории.
- И к какому сроку эти начинания дадут реальный эффект?
- Мы считаем, что к 2008 году можно удвоить ВРП. По доходам бюджета у нас есть масса резервов: бюджет мы можем увеличить и раньше. Но приоритетом для нас является развитие экономики, рост ВРП. Для этого необходимы стратегические решения. А бюджетный процесс идет своим чередом, думаю, даже цифры по 2004 году будут вполне неплохими.
|