Как смеются на заседаниях городского правительства
На следующей неделе Петербург отметит сто дней городского правительства. В преддверии этой даты мы попытались выяснить, чем это правительство отличается от предыдущего.
Заседания правительства Петербурга теперь не те, что прежде, при Яковлеве: сразу видно, что правительство теперь не просто совещательный, а высший исполнительный орган городской власти. Заседает оно теперь не два часа по четвергам, а как минимум четыре часа по вторникам. Из того, что сохранилось с яковлевских времен, - специальная женщина, которая следит за тем, чтобы приглашенные вовремя приходили и уходили, а также страшным голосом приказывает выключать телефоны. Впрочем, теперь это излишняя предосторожность - со времен прежнего губернатора наука шагнула далеко вперед, и в зале заседаний поставили «глушилку» для мобильных телефонов.
Еще с яковлевских времен сохранились лица чиновников (серьезные изменения претерпел только президиум, где сидят члены правительства) и атмосфера всеобщего сонного внимания, прерываемого дружным смехом на шутки губернатора, а также цель, с которой эти мероприятия организуются.
Хотя, как мы уже говорили, правительство является высшим исполнительным органом власти, все решения, которые оно озвучивает, принимаются не на самом заседании голосованием, а заранее. Сами же заседания - как при Яковлеве, так и при Матвиенко - носят просветительско-воспитательный характер. В роли слушателей - чиновники среднего звена, для которых посещение таких мероприятий обязательно. Здесь они узнают, чем живет городское руководство, какие вопросы сейчас на повестке дня, а какие могут и подождать, иногда им даются ценные указания общего характера в эмоциональной форме, а также на примере устроенной кому-нибудь показательной взбучки объясняют, что такое хорошо и что такое плохо. Впрочем, нельзя недооценивать человеческий фактор - возможно, часть взбучек не планируется заранее, и губернатор действительно совершенно искренне выходит из себя.
Заседания начинаются в 10 утра. Валентина Матвиенко, в отличие от Владимира Яковлева, обычно слегка опаздывает. По каждому вопросу повестки дня (сейчас их не меньше 6 - 7, раньше было 2 - 3) есть докладчик: чиновник, руководитель ГУПа или коммерческой структуры - в зависимости от вопроса. Когда все выскажутся, губернатор выносит резюме. Резюме Владимира Яковлева были многословны. Валентина Матвиенко более лаконична. При этом, поскольку правительство теперь - высший исполнительный орган власти, она смотрит на членов правительства и говорит: «Если ни у кого нет возражений, то в протокольную часть запишем...»
Губернатор Петербурга - единственный человек, имеющий право шутить на заседаниях правительства. Как и Яковлев раньше, Матвиенко этим правом пользуется. Иногда получается смешно.
Хотя новое правительство де-юре имеет более высокий статус, чем при Яковлеве, вице-губернаторы, как уверяют наблюдатели, де-факто слабее своих предшественников из прошлой администрации. Поскольку, получив право решающего голоса на заседании правительства, они лишились возможности лично возглавлять комитеты. Жизнь же показала, что быть председателем комитета, иметь свой бюджет и право финансовой подписи лучше, чем абстрактный голос на заседании правительства. И хотя формально председатели комитетов подчиняются вице-губернаторам, рычаги давления на них далеко не всегда имеются. К тому же, пока нет закона о структуре исполнительной власти, комитеты могут легко передаваться от одного вице-губернатора другому.
Считается, что внутри правительство расколото на две крупные группировки, которые, в свою очередь, делятся на несколько более мелких. Руководитель администрации Виктор Лобко, сочетающий в себе талант к аппаратным играм (стаж работы в этой сфере огромный - он начинал в 1969 году заворготделом Гатчинского горкома комсомола) и расположение Валентины Матвиенко, сконцентрировал в своих руках большую власть. Например, в новом правительстве аппараты всех вице-губернаторов являются структурными подразделениями администрации и помимо своих собственных вице-губернаторов подчиняются Лобко. Таким образом, без согласования с ним ни один вице-губернатор не может взять себе на работу никакого сотрудника.
Усиление Лобко беспокоит его коллег, особенно, как уверяют, представителей экономического блока. Как заметил один из собеседников «Города», «они пришли в правительство заниматься бизнесом в интересах города, а им навязывают какие-то комсомольские интриги, которые им совсем неинтересны».
Пока противостояние носит позиционный характер. Возможно, что ареной более-менее открытых столкновений, если они вообще произойдут, станет Законодательное собрание. Считается, что вице-губернатор по инвестициям Юрий Молчанов имеет поддержку двух фракций - «Мариинская» и «Партии жизни». С другой стороны, главным официальным лоббистом Смольного в ЗакСе остается Виктор Лобко.
Тем временем по Смольному, говорят, ходит некая бумага со списком то ли потенциальных, то ли реальных врагов Валентины Матвиенко из числа городской бизнес-элиты. Природа ее появления непонятна - то ли это следствие противостояния внутри правительства, то ли просто дань моде. Впрочем, источники «Города» в Смольном относятся к таким вещам скептически. «Я такую бумагу не видел, - заявил один из чиновников, - но легко могу предположить, как она появилась. Здесь каждый - сам себе стратег, и написать ее может любой. Хотите, я вам завтра такую сочиню?»
Отдельная роль в городском правительстве у вице-губернатора Андрея Черненко, который, по слухам, опираясь на поддержку ряда сил в Москве, поначалу и сам претендовал на роль первой скрипки в окружении Валентины Матвиенко. Однако этого не произошло. Более того, большинство вопросов законности и правопорядка, за которые он отвечает, Валентина Матвиенко, говорят, переключила на городского прокурора Николая Винниченко. Правда, злые языки утверждают, что в ответ московские союзники Черненко инициировали проверку городской прокуратуры прокуратурой Генеральной.
По Смольному ходят слухи, что после 14 марта в городском правительстве могут произойти первые кадровые перестановки.
Слухи
Без явки жить нельзя на свете, нет
По слухам, Петербургу установлены нормативы проведения президентской кампании: явка должна составить 70 процентов, количество проголосовавших за Путина - 76 процентов от принявших участие в выборах. Самые большие сложности возможны с достижением первой цифры - по данным опросов, пока в выборах собираются принять участие не боле 55 процентов петербуржцев.
Вторая проблема ближайшего месяца - муниципальные выборы. 14 марта они должны пройти в 65 из 111 муниципальных образований Петербурга. Есть серьезные опасения, что они могут быть сорваны, - большинство избирателей проголосует против всех представленных в списках кандидатов в муниципальные депутаты (именно так произошло в 2000 году, когда выборы муниципалов были также совмещены с президентскими).
Этого в Смольном хотят избежать и, по слухам, даже придумали, как спасти ситуацию. Для этого нужно отделить место голосования за президента от места голосования за муниципальных депутатов. То есть в каждой участковой комиссии будут работать две комнаты по выдаче бюллетеней - в одной за президента, в другой - за муниципалов. Тогда якобы большинство тех, кто не настроен голосовать за местных депутатов, просто не возьмут бюллетени и не поставят в них крестик в графе «против всех». Сейчас, по слухам, идет юридическая проработка этого вопроса.
Вместе с тем зампред Горизбиркома Дмитрий Краснянский заявил «Городу», что ничего не знает о подобных планах и считает их невозможными. «Мы еще даже не начали формировать участковые комиссии», - сказал он.
|