Сшибая головами ветки, чавкая болотниками, поскальзываясь на замшелых стволах поваленных деревьев, прорываемся сквозь переплетение ветвей. Это не ржевские леса, это северные джунгли! Одновременно - холодно, мокро и душно. Легкие работают в полную силу, но и они не в силах прокачать все зеленые испарения.
- Баста! Дальше сами... - заявляет Коля Ершов, наш сопровождающий, и останавливается, тяжело дыша.
Пытаемся протестовать, но бесполезно. Коля, житель глухой деревушки Мякотино, от которого до места падения Ан-12 всего километров пять, отказывается сопровождать нас к яме, где лежит злополучный самолет. Трагедия.
- Там военные, они злые... - разводит руками Николай.
Это мы и сами знаем. Люди в погонах почему-то очень не любят, когда задаешь вопросы об этой катастрофе. Почему? Может что-то скрывают? Например, правду о грузе?!
Журналисты? Гоните их!
Ан-12 поднялся в воздух со взлетной полосы дивизии ПВО, которая дислоцирована во Ржеве. Множество истребителей-перехватчиков, впечатляющие аэродромные сооружения, огромное количество казарм. Рядом находится 514-й военный завод, который жители Ржева почему-то называют "ремпоездом". Он занимается ремонтом самолетов. Оттуда, по первоначальной информации военных, и отправился в дальний путь самолетный двигатель, который погрузили на Ан-12.
Понятное дело, сначала мы отправились в "ремпоезд". В приемной администрации завода начался переполох.
- Как вы проникли на режимную территорию?! - У секретарши настоящая истерика.
К чести начальника производством завода Андрея Преснякова, он ответил на минимум вопросов. Да, по его словам, на злополучный "Ан" в тот день грузили именно самолетный двигатель.
- Его ремонтировал ваш завод?
- Скажем так, это был двигатель одной из воинских частей, - прозвучал уклончивый и короткий ответ.
На КПП воинской части (в ее ведении находится аэродром) встретили неприветливо.
- Журналисты? - грозно заорал начальник штаба. - Гоните их и следите внимательно! Они сейчас будут любыми способами прорываться на территорию.
Ну и ладно. То, что не скажут генералы, скажут солдаты. Угостив сигаретой одного, поговорив за жизнь с другим, узнали вот что.
Действительно, самолет Ан-12 вылетел рейсом Ржев -Моршанск (Тамбовская область). Он должен был доставить на конечный пункт - военный аэродром Моршанска, где базируются 30 самолетов, - отремонтированный двигатель для одного из них.
- А может, кроме двигателя, там было еще что-то?
Оба парня отвели глаза в сторону и замолчали.
- У нас тревога началась сразу, как Ан-12 исчез с радаров, - сплевывает сквозь зубы молоденький сержантик. - Сразу подняли в воздух "МиГ"...
- Истребитель? Может, ты что-то путаешь? Зачем?
- Не знаю... Но что "МиГ" пошел - это точно!
"Партизанен? Хенде хох, вашу мать!"
...Заросшая узкоколейка. Лет двадцать назад здесь возили бревна с лесопилки. Коля вывел нас на "железку": "Отсюда полтора километра, никуда не сворачивая... Жду!" .
Через десять минут ходьбы слышим странный звук. Резко сбавляем скорость и идем, пристально вглядываясь в заросли.
- Стоп! - шипит впереди идущий.
Виден силуэт военного, стоящего на рельсах боком к нам. За плечами автомат, глядит куда-то вправо. Сворачиваем с узкоколейки и буквально на цыпочках уходим влево. Вляпываемся в болото. Раздираем физиономии об ужасно колючие кусты. Перелезаем через огромные стволы поваленных деревьев. Стоп. Сквозь прогалину виден человек с автоматом. Это часовой. То, что он охраняет, и издает воющий звук. Это две большие машины связи, около которых суетятся военные. Пробираемся дальше. Вот оно! Слегка обгоревшие стволы. Огромная яма. Подходим ближе. Все, как нам и рассказывали. На месте падения Ан-12 не видно и следа самолета. Он весь ушел в болото - не болото... скорее, в красноватую вязкую глину. Небольшие фрагменты обшивки, видимо, уже все собрали. Н-да. Чтобы узнать, что там внутри, надо очень много копать. И явно не детскими совками. - Стой! Кто такие?! Мы только успеваем вытащить фотоаппарат, как сзади вырастает фигура в фуражке. Нас тащат к машинам связи. Рядом стоит военный без погон, но с очень суровым выражением лица. Он поднимает глаза, и мы с удивлением читаем в них почти что ненависть.
- "Комсомолка"? Я заместитель командира дивизии. Запрещаю вам находиться здесь!
Он уходит с оскорбленным видом, и усатый старшина говорит: "Ладно, поешьте, потом пойдете..."
За похлебкой узнаем от военных, что вчера нашли оторванную руку с часами. Много человеческих останков было на деревьях. Сейчас к месту падения прокладывают дорогу. Рассчитывают поднять самолет за пару недель. Но пока тайна падения погребена под слоем красной глины.
Что упало с самолета?
Разочарованные, возвращаемся в деревню. Идем к свидетелям падения. И у одного из них нас чуть не хватает кондратий.
- Секунд за пять перед тем, как нырнуть вниз, от Ан-12 отделился большой груз! - говорит женщина лет тридцати.
- Что?!
- Это видели пара человек в селе Никола Пустынь! И груз потом до вечера искал большой самолет...
Вдохновленные, мы едем по окрестным селам и ищем все новых свидетелей. Их показания начинают складываться в такую картину, что захватывает дух...
А в это время
Главком ВВС РФ генерал Анатолий Корнуков заявил, что "не опознаны останки только одного из членов экипажа самолета Ан-12, потерпевшего катастрофу в Тверской области 22 мая. Поисковые работы в районе катастрофы ни на минуту не прекращаются, но самолет очень сильно разрушен".
Что мы увидели на месте падения Ан-12? Практически ничего. Судя по мелким деталям обшивки, кабины, человеческим останкам, о которых говорили первые свидетели, гребенка леса "причесала" носовую часть самолета. После чего машина взорвалась, обрушив на себя тонны красноватой глины. Могила, в которой похоронена тайна...
Разгадать ее мы обязаны ради памяти погибших летчиков. Но вопросов становится все больше.
Загадочность ситуации мы почувствовали еще в разговоре с начальником ГО и ЧС города Ржева Олегом Романовым. Олег Анатольевич рассказал, что сразу же после падения самолета они примчались в деревню неподалеку от места трагедии. И увидели... очень высокое начальство.
- Это была комиссия под руководством командующего ВВС Московского округа генерал-полковника Васильева.
- Так быстро долетели?!
- Выходит, так... Васильев заявил, что на место нам ходить не надо - людей уже нет в живых...
- И вы сразу уехали?
- Нет. Но назавтра военные сказали, что в наших услугах не нуждаются, и мы сняли лагерь.
Однако еще до прилета военных на месте падения побывали восемь жителей села Раково (с ними нас свел местный житель Иван Тимашков). Иван первый и сказал нам: есть человек, который видел, как гибнущий Ан-12 сбросил груз. Мы нашли этого свидетеля. Юрий Долгоруков из деревни Тупицино, в которой нет телефонной связи, специально приезжал в Николо-Пустынь, чтобы позвонить в милицию и рассказать: от пролетающего Ан-12 отделился контейнер, и... над ним раскрылся парашют. Долгоруков поехал на место, но ничего не нашел и отправился звонить в сельсовет. Факт состоявшегося телефонного разговора нам подтвердил глава Зубцовского района Виктор Суров.
А еще трое сельчан, побывавших на месте падения, видели высоко на деревьях большой обрывок парашютной материи.
Что за контейнер? Не связана ли гибель самолета с таинственным "десантированием"?
Деревня Раково. Директор совхоза Владимир Сорокин, тоже побывавший на месте взрыва, вспоминает:
- Военные гнали всех, кто пытался подойти поближе. Там были и фээсбэшники, которые, наоборот, нас отлавливали, переписывали и велели пару дней никуда из деревни не отлучаться.
Сорокин вспомнил, что, кроме двух вертолетов и двух самолетов, над лесом долго кружил Ил-86 или Ил-76.
- Не почудилось? - спрашиваем мы. - Такую махину посылать на разведку...
- Вы что думаете, - прищурился на нас председатель, - я их не различаю? Огромный четырехтурбинный самолет. И ходил он над деревнями и лесом очень долго. Уже нашли упавший самолет, а он еще четыре часа после этого летал, где-то с 17 до 21 часа. Что-то искал.
Но что мог искать огромный самолет над тверскими лесами, если обломки давно уже обнаружены?
Приведем еще несколько фрагментов из нашего разговора с Иваном Тимашковым:
- Я был там, когда прилетел генерал-полковник из Москвы... Он бегал по болотам в своих лаковых ботиночках! А я слушал, о чем между собой говорят вертолетчики из Ржева.
- Ну и о чем?
- Один из них заявил: "Ему "Вольво" везли, вот он и волнуется!"
Деревня Праслово. В ней живет семья, фамилию которой мы не будем называть. Отец семейства на другое утро пошел к месту падения Ан-12. Внимание Игоря (назовем его так) привлекла средних размеров блестящая деталь. Он присмотрелся и...
- Это был карданный вал из-под иномарки. Метра полтора длиной, новенький!
- Не может быть!
- Почему не может? - слегка обиделся Игорь. - Четверть века уже механизатором работаю! Что я, кардан спутаю?
Вспомнилось, как в Ржевской дивизии ПВО один из офицеров крикнул нам в запальчивости: "Ну да, везли они восемь иномарок! Легче стало?!"
- Что, правда?!
- Шутка, - буркнул он и отвернулся.
Мы не враги родной армии. Мы скорбим по летчикам, погибшим при исполнении служебного долга. Они знали всю правду об этом рейсе. Ту правду, которую пославшие их в небо люди пытаются скрыть.
Мы ждем от командования ВВС ответов на три вопроса:
1. Правда ли, что Ан-12 летел в Москву, а не в Моршанск?
2. Сбрасывал ли он что-то на парашюте или свидетеля подвело зрение?
3. Верно ли, что одним из грузов попавшего в катастрофу Ан-12 были иномарки и предназначались они для генералитета ВВС?
А еще был случай...
В 1994 году в Воронежской области при подлете к аэродрому разбился военно-транспортный самолет Ан-12 с "нештатным" грузом. Комиссия, расследовавшая ЧП, обнаружила на месте падения самолета обломки личных автомобилей и другой "частной техники". Все это было загружено в самолет на военном аэродроме Западной группы войск. Бывший в ту пору начальником Генштаба ВС РФ генерал армии Михаил Колесников публично заявил, что "на борту военно-транспортного самолета постороннего груза не было". Следователи Военной прокуратуры установили, что катастрофа произошла из-за неправильного закрепления постороннего груза на борту машины.
А в это время
По словам представителей Московского округа ВВС и ПВО, на месте падения военно-транспортного самолета Ан-12 в Тверской области извлечены и опознаны останки всех семерых членов экипажа. Похороны летчиков состоятся 30 мая в авиагарнизоне Кубинка.
В настоящее время продолжаются работы по извлечению обломков самолета, который упал в болотистую местность. Как сообщили "Интерфаксу", "фрагменты Ан-12 извлекаются по частям и вывозятся на грузовиках на аэродром Кубинка и в 13-й НИИ Минобороны в Люберцах, который занимается расследованием летных происшествий".
|