Ряд российских политиков, общественных деятелей и журналистов организовали «Комитет-2008», главной задачей которого будет организация свободных выборов нового президента в 2008 году. Об этом сообщил в минувшую субботу один из лидеров СПС Борис Немцов. Одной из ключевых задач комитета станет, по его словам, «избрание гражданского президента, а не наследника, которого укажет Путин». В состав учредителей комитета, помимо Немцова, вошли Гарри Каспаров, Сергей Пархоменко, Александр Рыклин, Юлия Латынина, Борис Надеждин, Евгений Киселев, Виктор Шендерович и много других людей (позднее стало известно, что среди них будет и представитель «Открытой России» Ирина Ясина правда, в качестве частного лица). Председателем комитета стал Гарри Каспаров.
Немцов опроверг появившуюся ранее информацию о том, что комитет носит название «Антипутин». Лидер СПС заявил, что учредителей новой организации интересует не Владимир Путин и время его руководства Россией, а то, «что будет со страной после 2008 года». «Мы не хотим заниматься выборами-2004, потому что с ними все ясно. Выбора у нас нет», заявила также в эфире радиостанции другой учредитель организации, журналист Юлия Латынина.
По словам Гарри Каспарова, комитет создан «группой политиков, журналистов, общественных деятелей в момент, когда стало достаточно очевидным, что демократические процедуры в России являются фактически ширмой для установления авторитарного режима». Говоря о структуре комитета, его руководитель пояснил, что «происходящее сегодня во многом напоминает события 89-90 года, когда в первичном демократическом бульоне зарождались разные организации». «Поэтому структура Комитета-2008 будет являться отражением структуры ранней демократической России, отметил Каспаров. Было выработано согласие создать институт сопредседателей, пока выбрали председателем только меня, но в дальнейшем будет еще несколько сопредседателей, чтобы выражать всю палитру мнений людей, которые будут присоединяться к нашей декларации». По данным прессы, сопредседателями могут стать Немцов и Шендерович.
Впрочем, общая политическая ситуация в стране как раз прямо противоположна той, которая имела место в период «перестройки». Демократическое движение находится в явном упадке, что показали результаты прошедших думских выборов. Новая организация фактически становится альтернативой не власти, а уже действующим политическим партиям СПС и «Яблоку». Этот тезис высказал Каспаров: «Те, кто представлял демократические силы СПС и Яблоко, ушли в историческое небытие, и надо начинать все сначала». Соответственно создание комитета может усилить центробежные процессы в СПС, которые очевидны уже сейчас: многие «регионалы» выступают за «условную» поддержку кандидатуры Владимира Путина, другие собирают подписи в поддержку Ирины Хакамады, а третьи, как Немцов и Надеждин, уже зарекомендовали себя сторонниками неучастия в этих выборах. В данной ситуации придется определяться и Анатолию Чубайсу, который пока взял тайм-аут, но, очевидно, будет дистанцироваться от нового комитета близких к нему людей (например, Егора Гайдара) среди его основателей не видно.
Впрочем, если у партий есть все же ряд ресурсов (организационный, региональный и др., пусть они и «истончились»), то новосозданный комитет пока что носит клубный характер. Более того, создавался он в явной спешке, возможно, чтобы определить свои основные позиции до предстоящего съезда СПС. Отсюда и неопределенность задач новой организации. «Что конкретно предстоит делать теперь, мы и сами не очень хорошо представляем. Пока договорились регулярно собираться и по мере необходимости выступать с заявлениями», заявил Надеждин. Пока что члены комитета не определились даже по отношению к вопросу о поддержке Ирины Хакамады как кандидата в президенты уже на нынешних выборах. Впрочем, сама Хакамада приняла участие в деятельности комитета, что неудивительно она не может игнорировать структуру с участием известных деятелей либерального фланга, которая будет существовать и после выборов.
Фигура Каспарова во главе комитета в большей степени носит пиаровский характер на фоне банкротства традиционных лидеров демдвижения ставка делается на человека с мировой известностью и материальной независимостью, к тому же резко негативно настроенному по отношению к нынешней российской власти. Однако не будет забывать, что организационные инициативы Каспарова в сфере шахмат (создание Международной ассоциации гроссмейстеров, Профессиональной шахматной ассоциации) завершились неудачей. Кто будет осуществлять необходимую техническую работу по обеспечению деятельности комитета, пока не ясно.
Однако пока речи об организационной стороне дела и не идет. Главное для участников комитета сделать заявку на собственное сохранение в российской общественной жизни после поражения либералов на выборах. Речь идет не столько о политической экспансии, сколько о выживании. Очевидно, что и политики, и журналисты, вошедшие в состав «Комитета-2008», в определенном смысле могут считаться невостребованными, «лишними людьми» в путинской России. Они не могут вписаться в новые иерархические правила игры и по разным причинам не способны играть роль «винтиков» государственной машины. Многие из них далеко не против того, чтобы стать партнерами власти, но сама власть не желает видеть их таковыми без принятия полностью новых правил игры (в которые входит безусловная поддержка любых консолидированных действий Кремля, что неприемлемо для политиков и журналистов, воспринимающих себя как автономные фигуры). Чиновники, с которыми некоторые из них были связаны, «вымываются» из системы власти. Крупные бизнесмены, осуществлявшие политические инвестиции, становятся фигурантами уголовных дел.
Более того, отлучение от эфира известных журналистов встречает спокойное отношение общества (вспомним контраст между громким «делом НТВ» и тихим закрытием ТВС в ходе действительного, а не мнимого «спора хозяйствующих субъектов»), а отсутствие в Думе либерального фланга воспринимается населением как вполне закономерный процесс. Кроме того, явное неприятие либералами ельцинской эпохи путинского политического курса не встречает поддержки даже среди многих «западнически» настроенных избирателей выбор «нейтрального» названия комитета (отказ от «антипутинского» варианта) обусловлен, видимо, не столько нежеланием подвергнуться гонениям, сколько опасением оказаться в роли маргиналов, подобных Березовскому. В то же время стоит отметить, что общественный запрос на создание подобной структуры все же существует полное доминирование Кремля в системе власти (во всех ее ветвях) вызывает у многих политически активных людей желание искать хотя бы какую-то альтернативу. Особенно речь идет о людях, которые исповедуют либеральные ценности и не вписались (в отличие от Жукова, Резника, а в последнее время и Крашенинникова) в систему «Единой России».
Проблема либералов, выявившаяся и при создании комитета, заключается в дефиците новых лиц и идей. Не случайно, что политиков в комитете представляет Немцов, с именем которого связан упадок СПС. В этой ситуации новая структура может стать как реальным организационным и интеллектуальным центром консолидации либералов на новой основе, так и очередной политической «говорильней».
|