Крайне неудовлетворительной назвал прокурор Петербурга Николай Винниченко деятельность всех правоохранительных органов города по борьбе с коррупцией. Об удручающем положении в этой сфере говорилось в среду на координационном совещании с участием руководителей городских силовых служб.
В почти часовом докладе заместителя прокурора Евгения Шарыгина оказалось мало позитивных фактов. Проверка антикоррупционной деятельности ГУВД, ФСБ, транспортной милиции, а также служб собственной безопасности Северо-Западной таможни и ГУИН принесла удручающий результат. За десять месяцев этого года в Петербурге выявлено всего 233 (!) должностных преступления, на сорок процентов меньше прошлогоднего. Более того, до суда доходят единицы. Все остальные дела развалились по тем или иным причинам. И это, по словам Евгения Шарыгина, происходит на фоне того, что «криминал и коррупция проникли практически во все государственные структуры».
Служба по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД в этом году выявила всего 11 должностных преступлений, в том числе лишь три факта взятки, среди которых не оказалось ни одного значимого. При этом в ряде районов города подразделения УБЭП даже не выявили ни единого правонарушения коррупционного характера. И это результат деятельности одного из ключевых милицейских подразделений Петербурга, крупнейшего финансового и промышленного центра России.
Другая милицейская структура - Управление по борьбе с организованной преступностью - сработала лучше. Его сотрудники выявили множество фактов хищения бюджетных средств, вымогательства взяток должностными лицами - всего 18 серьезных должностных преступлений.
При этом, оценивая деятельность милиции, Евгений Шарыгин подчеркнул, что столь удручающие показатели стали результатом полного отсутствия оперативной работы. Уголовные дела возбуждались исключительно по жалобам граждан. При этом факты, ставшие достоянием милиции, расследуются крайне медленно и большинство дел в итоге закрывают по разным причинам. Заместитель прокурора недоволен и методами работы некоторых сотрудников милиции. «Чтобы улучшить показатели, - говорит он, - выезжают на рынок, в каком-то ларьке находят нарушение и тем самым провоцируют мелких предпринимателей на взятку». Показательно, что большинство граждан, против которых возбуждались уголовные дела за дачу взяток должностным лицам, - азербайджанцы, занимающиеся коммерцией.
Между тем прокуратура и управление собственной безопасности ГУВД выявили множество должностных преступлений, совершенных самими милиционерами. За девять месяцев этого года против стражей порядка возбуждено 67 уголовных дел, по которым проходят 96 милиционеров. В превышении должностных полномочий, взятках и в уголовных преступлениях обвиняются 21 сотрудник угрозыска, 12 участковых инспекторов, а также сотрудники патрульно-постовой службы и дорожной милиции.
Работе отдела собственной безопасности УВД на транспорте прокуратура дает нелестные характеристики. Здесь тоже не ведут активную оперативную работу, чтобы вывести на чистую воду своих нечистых на руку коллег. Вся информация о незаконных действиях работников транспортной милиции опять же приходит от граждан. В этом году поступило более ста подобных жалоб, и только 14 из них стали поводом для уголовного дела. Лишь четыре из этих дел дошли до суда. Наиболее серьезным достижением транспортной милиции в этом году стала поимка нескольких сотрудников линейного отдела УВДТ, грабивших граждан на Московском вокзале.
Транспортный прокурор Петербурга Феофил Кехиопуло доложил о нескольких серьезных правонарушениях, совершенных руководством поднадзорных ему объектов. В их числе - уголовное дело, возбужденное против троих руководителей Октябрьской железной дороги, которые приобрели по лизингу три тепловоза 1971 года выпуска, заплатив за каждый по три миллиона долларов, при том что их реальная стоимость составляет всего 230 тысяч. Ущерб, нанесенный железной дороге, оценивается в пять миллионов долларов...
Главной темой выступления транспортного прокурора стало отсутствие взаимодействия с Северо-Западным таможенным управлением. Между тем без совместной работы этого ведомства с милицией и прокуратурой таможенные преступления невозможно должным образом расследовать и довести до суда. Прямо на совещании Николай Винниченко поручил транспортному прокурору наладить взаимодействие с таможенниками.
«Работая таким образом, вернее создавая видимость работы, мы расписываемся в собственном бессилии», - заявил напоследок прокурор города.
После совещания в интервью корреспонденту «НВ» Николай Винниченко прокомментировал самое громкое «коррупционное» дело этого года - арест главы Кировского района Владимира Ярмина. Следствие предполагает, что в районе действовала целая коррупционная цепочка и в деле Ярмина, обвиненного в получении взяток, могут появиться новые эпизоды.
После этого ареста губернатор Валентина Матвиенко заявила, что городские власти намерены вести систематическую борьбу с коррупцией. Хочется верить, что год спустя главной темой подобного совещания будет не перечень мер, принятых к виновным, а успехи, достигнутые правоохранительными органами на всех фронтах их работы.
|