В Туркмении случилось непоправимое. Главный блюститель законности в стране -- генеральный прокурор Курбанбиби Атаджанова оказалась в центре грандиозного скандала. 17 декабря она была взята под стражу прямо в зале заседания кабинета министров.
«Внезапно» обнаружилось то, о чем в стране «не знал», как оказалось, только сам «великий Туркменбаши». Г-жа Атаджанова, ставшая в последние годы правой рукой всесильного правителя (генпрокурор -- практически единственный руководитель силового ведомства в этой стране, который не был обвинен в каком-либо преступлении или хотя бы злоупотреблении), была уличена в том, что «крышевала» крупный семейный наркобизнес.
Пока нет точной информации, кто «подставил» генпрокуроршу, а вместе с ней и самого «любимого вождя» туркмен. Вероятнее всего, расправиться с ней решило руководство одной из спецслужб, в дела которых постоянно вмешивалась г-жа Атаджанова. По некоторым данным, первым терпение лопнуло у шефа службы президентской охраны генерала Реджепова. Видимо, именно его сотрудникам удалось в начале декабря в районе Кушки поймать на туркменско-афганской границе с поличным наркокурьера с 15 кг героина. Но сам по себе этот случай остался бы незначительным эпизодом в богатой истории туркменского наркотрафика, если бы получателем героина не оказался муж г-жи Атаджановой. Имя этого человека нам узнать не удалось, но в лицо его знают очень многие в Туркмении и уж практически все в его родном Теджене, где он обычно красовался, появляясь исключительно в дорогих авто. Там супруги Атаджановы начинали карьеру: она секретарем местного прокурора, а он -- его водителем.
Поездки г-на Атаджанова имели, как правило, деловой характер. Дело в том, что другим прибыльным бизнесом семьи было взимание дани с родственников тех заключенных ниязовских тюрем, которые хотели бы попасть в списки амнистируемых. То, что главным кассиром этого бизнеса была старшая из трех дочерей Курбанбиби Атаджановой, уж точно знали все в Туркмении, поскольку за 12 лет независимости в стране, по официальным данным, было амнистировано 120 тысяч человек, или каждый пятидесятый житель. А уж какая часть населения при этом прошла через тюрьмы, приходится только догадываться...
Нетрудно понять, что семья генпрокурора в средствах не нуждалась. Это настолько бросалось в глаза, что еще в июне 1999 года сам Туркменбаши по-отечески вынужден был сделать ей, купившей для зятя новый «Мерседес», публичное замечание: «Ты только портишь парня. А еще мне известно, что ты замахнулась на строительство двух двухэтажных домов, на что они тебе, ты генеральный прокурор, надо быть скромнее...» Попенял Ниязов тогда Атаджановой и за то, что «муж разъезжает на ее «Мерседесе» и прячет деньги в Теджене». Конечно, подобные упреки вождя г-же Атаджановой могли показаться издевательскими, ведь она не могла ответить вопросом на вопрос -- мол, зачем ему нужны объявленные официально многомиллиардные счета в западных банках и умопомрачительные бриллианты на пальцах, ведь он президент.
Какое наказание ждет «главного законника» Туркмении, не знает никто. Важнее другое, крах «наркобаронессы» бумерангом бьет по самому Туркменбаши и его «беспощадной борьбе с международным терроризмом». Ведь именно руками г-жи Атаджановой лепилось дело по так называемому «покушению» на Ниязова 25 ноября 2002 года, и вот эти руки оказались такими «грязными». Теперь неизбежно придется признать и злоупотребления генпрокурорши. Есть сведения, что будут выпущены на свободу как несправедливо осужденные по «делу 25 ноября» бывший шеф нацбезопасности генерал Сеидов и экс-руководитель погранслужбы генерал Кабулов.
Г-жа Атаджанова -- третья в ряду тех, кто «прославился» созданием «дела о покушении» на вождя, а затем был низвергнут с вершины власти. В прошлом месяце за «отсутствие кругозора и опыта» отстранен от должности шеф нацбезопасности Туркмении генерал Бусаков, а в феврале -- министр МВД Аннадурды Какабаев. Между тем все трое в январе, после окончания судебных процессов над «покусившимися» на «алмазный венец туркменского народа», были награждены Ниязовым орденом Туркменбаши «за образцовое руководство при выполнении специального поручения президента Туркменистана». Не иначе как придется Туркменбаши отбирать теперь ордена своего имени у нечистоплотных и обделенных кругозором генералов.
Кому же нынче может доверять Ниязов, кто остался ему предан и одновременно на руку чист? Ведь только на посту главы нацбезопасности Туркмении за неполных два последних года сменилось четыре генерала, и два из них уже в тюрьме.
По сведениям газеты «Время новостей», в кресло генпрокурора вождь собирается пересадить министра иностранных дел Рашида Мередова. Он явно заслужил это право своим отчаянным сопротивлением попыткам ОБСЕ и международного сообщества узнать правду об обстоятельствах «покушения» на Ниязова. Вместо него «на МИД» будет переброшен туркменский посол во Франции Чары Ниязов (однофамилец вождя). На берегах Сены его должен сменить нынешний вице-премьер Еллы Курбанмурадов, курирующий нефтегазовый сектор страны.
«Рокировочки» среди туркменской номенклатуры, счет которых за последние годы исчисляется уже десятками, похожи на отчаянные попытки «отца всех туркмен» усидеть на своем «родительском» месте.
|