В среду Законодательное Собрание предпримет очередную, уже седьмую по счету, попытку избрать уполномоченного по правам человека.
Пост городского омбудсмена впервые (в 1994 году) учредил мэр Анатолий Собчак. Вскоре, правда, его распоряжение было отменено, и только в 1997 году при губернаторе образовали профильную совещательную комиссию. В том же году был принят закон об омбудсмене, учреждавший институт уполномоченного по правам, независимого от органов государственной власти. В 1998 году эту должность прописали в городском Уставе. И тогда же парламентарии начали пытаться ее заполнить. Каждый раз, впрочем, неудачно.
В итоге некогда существовавший пафос отношения к должности главного городского правозащитника несколько спал. Ближе к финалу эпопеи пост уполномоченного многие начали рассматривать в качестве «непыльной должности». Это определение покажется особенно актуальным, если учесть, что материальная база для работы омбудсмена и его аппарата появится только после его избрания.
Таким образом, совсем не трудно предположить, что существенную часть 5-летнего срока полномочий городского правозащитника займет поиск помещения и обеспечение подчиненных канцелярско-компьютерными принадлежностями. При отсутствии же таковых, до серьезной защиты гражданских прав дело дойдет вряд ли.
Впрочем, избранию самого уполномоченного мешали вовсе не подозрения заксовцев в корыстности кандидатов на этот пост. Главная проблема заключалась в том, что до сих пор большинство претендентов являлись либо действующими (или бывшими) депутатами ЗакСа, либо же выдвигались общественными организациями и, в основном, могли рассчитывать лишь на собственную силу убеждения. Избрание же в эту среду защитника гражданских прав кажется реальным, в первую очередь, потому, что наиболее вероятный претендент выдвинут лично губернатором.
С момента октябрьского старта очередной затеи с выборами омбудсмена кандидатом №1 считался экс-заксовец и представитель правозащитной организации «Гражданский контроль» Леонид Романков. Он предпринимает уже вторую попытку избраться на этот пост, и на сей раз под обращением в пользу его выдвижения подписались 32 депутата. Однако Валентина Матвиенко с парламентариями не согласилась и представила собственного кандидата - заместителя председателя Горизбиркома Дмитрия Краснянского.
Формально, в пользу Дмитрия Валерьевича говорит наличие профильного юридического образования и то, что он - непартийный кандидат. Одна же из кулуарных версий, в свою очередь, гласит: выдвижение г-на Краснянского есть результат усилий его шефа, председателя Горизбиркома Александра Гнетова, который якобы не вполне доволен излишней активностью, проявляемой заместителем. За разрешением этой проблемы г-н Гнетов будто бы и обратился к губернатору.
Впрочем, сам г-н Краснянский долго смеялся, услышав от нас это предположение. А после пояснил, что в случае своего избрания намерен совмещать новую работу с деятельностью в избиркоме: «Во всяком случае, я собираюсь остаться членом комиссии на общественных началах до окончания срока ее полномочий. За оставшееся нам время, как известно, необходимо провести в Петербурге президентские выборы. Что же касается вероятности моего избрания, то все депутаты меня прекрасно знают. Специально я не хожу и их не уговариваю».
Пока что парламентарии, действительно, не выражают недовольства кандидатурой, рекомендованной им Валентиной Матвиенко. Большинство экспертов сходятся во мнении, что в эту среду кресло городского омбудсмена имеет шанс, наконец, заполниться.
Однако не стоит исключать и более традиционного варианта развития событий. Так, спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов публично выразил сомнения в том, что господа Романков или Краснянский смогут набрать нужное количество голосов.
|