Мытари часто спорят с банками о сумме уплаченных налогов, но к уголовной ответственности банкиры пока не привлекались.
Первые проблемы у "МЕНАТЕП-СПб" начались в октябре, когда следователи МВД нагрянули с обыском в штаб-квартиру банка в Петербурге. На этой неделе сотрудники Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) МВД обыскали два офиса банка в Москве. А вчера следователи объявили о возбуждении уголовного дело по факту уклонения "МЕНАТЕП-СПб" от уплаты налогов.
По словам пресс-секретаря ФСЭНП МВД Татьяны Мироненко, дело по ст. 199 ч. 2 УК (уклонение от уплаты налогов организацией в особо крупных размерах) возбуждено Следственным комитетом МВД по факту уклонения от уплаты налогов в отношении руководителей банка. О ком конкретно идет речь, ни в ФСЭНП, ни в Следственном комитете вчера уточнять не стали. Однако ущерб, нанесенный государству, составляет, по словам Мироненко, "десятки миллионов рублей". В случае если следователи докажут наличие преступного умысла, что банк уклонялся от уплаты налогов, и установят конкретных виновных, последние могут получить от двух до семи лет лишения свободы и лишиться права занимать определенные должности в течение трех лет, говорит партнер юрфирмы Salans Олег Коннов.
В пресс-релизе "МЕНАТЕП-СПб" говорится, что речь идет об уклонении от уплаты налога на прибыль в 2000 - 2001 гг. в связи с неверным расчетом налогооблагаемой базы банка. Подобные претензии банку уже дважды предъявляла межрайонная налоговая инспекция N 4 по Санкт-Петербургу, однако оба раза банк обжаловал их в городском управлении МНС и арбитражном суде. Кого именно из руководителей сейчас обвиняют в нарушении закона, в банке неизвестно. "Обвиняется банк, а фамилий фигурантов нет", - уверяет советник председателя правления Александр Ткачев. С 1996 г. банком руководил Виталий Савельев, а в 2001 г. его сменил Дмитрий Лебедев. Связаться с ними вчера "Ведомостям" не удалось. Источник, близкий к питерскому банку, говорит, что речь идет о разного рода "специфически банковских способах налоговой оптимизации через срочные сделки, валютный рынок и т. д. ", которые правоохранительные органы, видимо, посчитали уклонением от уплаты налогов. Он уточнил, что сумма претензий налоговиков составляет около 46 млн руб.
Эксперты отмечают, что большинство российских банков выстраивают самые разнообразные схемы по оптимизации налоговых платежей, поэтому подобные претензии могут быть предъявлены и другим финансовым институтам. "Без этого многие просто не выжили бы. А если используются законные схемы, то в этом нет ничего зазорного", - убежден финансовый директор Международного банка Санкт-Петербурга Геннадий Мещеряков.
Суды часто рассматривают иски налоговых органов, обвиняющих банки в неверном расчете налогооблагаемой базы. Решения выносились в пользу обеих сторон, однако о привлечении топ-менеджеров банков к уголовной ответственности слышать не доводилось, говорит президент НП "Клуб банковских бухгалтеров" Кирилл Парфенов. "Но в наших судах все можно доказать, особенно в Басманном", - иронизирует один из банкиров, увязывающий интерес к банку его близостью к владельцам "ЮКОСа" и группы МЕНАТЕП, в которую входит банк. Но источник в правоохранительных органах отмечает, что факт расследования дела Следственным комитетом, а не Генпрокуратурой говорит о том, что речь не идет о деле, как-либо связанном с делом "ЮКОСа".
Один из финансистов опасается, что МЕНАТЕП может стать первой жертвой показательной кампании налоговых органов, получивших сигнал от президента жестко наказывать налоговые правонарушения. Тем временем банкиры внимательно следят за развитием событий. "Ситуация с МЕНАТЕПом не может не вызывать настороженности, однако пока мы не видим возникновения существенных проблем у этого банка даже в случае уменьшения количества контрагентов", - говорит первый зампред АБ "ОРГРЭСБАНК" Игорь Буланцев. А представитель одного из крупных банков признался, что там "лимиты на МЕНАТЕП уже закрыты".
|