В среду Государственная дума РФ приняла в третьем чтении законопроекты, разрешающие ввоз на территорию России отработанного ядерного топлива (ОЯТ). За принятие поправок к закону "Об использовании атомной энергии" проголосовало 250 депутатов, против высказались 125 человек. За "разрешительные" поправки в закон "Об охране окружающей среды" проголосовали 243 депутата, против - 125. Теперь, чтобы законы вступили в силу, им необходимо преодолеть Совет федерации и президента.
Как рассказали "Газете.Ru" в думской фракции "Единство", законы легко пройдут через Совет федерации, потому что там образовался солидарный проправительственный блок "Федерация" (110 сенаторов). Кроме того, как стало известно "Газете.Ru", в последнее время в обществе членов СФ часто видели экс-главу Минатома Евгения Адамова, который после своей отставки продолжает отстаивать идею ввоза в Россию ОЯТ. Более того, Адамов даже возглавлял российскую делегацию, которая в апреле проводила переговоры по вопросу ОЯТ с представителями ЕС в Гааге. Поэтому во фракции "Единство" надеются, что у Минатома получится обеспечить безопасность при транспортировке ОЯТ к могильникам, а также достроить второй завод по переработке радиоактивного вторсырья и дополнительные хранилища. По планам Минатома, они должны достроить свои "атомные" заводы к 2021 году, а хранилища достраивать по мере необходимости. А после 2021 года радиоактивность ввезенного ОЯТ снизится до такой степени, что его можно будет перерабатывать, считают в Минатоме. На переработку же представители министерства отводят себе ещё 20 лет - до 2041 года.
По мнению экспертов, которые контролируют "атомщиков", на первый завод РТ-1, который называется ПО "Маяк", рассчитывать Минатом не может. Как говорил "Газете.Ru" глава Госатомнадзора Юрий Вишневский, "Маяк" в свои лучшие годы перерабатывал до 400 тонн ОЯТ, а в последние 10-15 лет его мощность пришлось снизить вдвое. В 2000 году, например, завод переработал всего 162 тонны отработанного топлива. Чтобы увеличить его мощность хотя бы до прежних нормативов, завод нужно полностью модернизировать. Да и второй завод, по мнению Вишневского, за ближайшие 10 лет отстроить не удастся. По словам главы Госатомнадзора, строительство завода РТ-2 под Железногорском заморозили (а, точнее, просто бросили) в 1992 году, и с тех пор все построенные конструкции и помещения пришли в полную негодность. По мнению Вишневского, фактически РТ-2 не существует. В существующих хранилищах около завода РТ-2 осталось место максимум для 3 тыс. тонн ОЯТ. Этого объема хватит на 5-6 лет, считает Вишневский, но только в том случае, если Россия не будет ввозить ОЯТ из-за рубежа. А на строительство нормального хранилища, по словам Вишневского, нужно не менее 6-7 лет. Так что если ОЯТ все-таки ввезут, хранить их придется "под открытым небом".
Как рассказал корреспонденту "Газеты.Ru" один из руководителей российского отделения Greenpeace Игорь Форофонтов, теперь "зеленым" осталось "только стреляться". "По крайней мере, видимо, придется увольняться из Greenpeace, - говорит Форофонтов,- ведь теперь Россия, помимо ввоза на переработку иностранного ОЯТ, сможет сдавать в аренду отечественное ядерное топливо таким странам, как Индия, Китай и Иран. А потом забирать его на переработку. То есть получается, что каждую секунду по территории нашей страны будет катиться хотя бы один вагон с ОЯТ. А ведь даже сейчас, когда ядерный поезд катается по стране один-два раза в месяц, количество аварий при транспортировке исчисляется десятками в год". При этом он пояснил, что работа АЭС - самый безопасный участок эксплуатации ядерного топлива, России же достаются два самых опасных - перевозка и переработка. Кроме того, на нашу долю выпадает и самый длительный этап переработки ОЯТ - хранение.
Экологи уже известили депутатов, что во время следующих парламентских выборов они будут играть против всех, голосовавших в среду за принятие законопроектов. Перед началом голосования депутаты получили на руки проведенный в мае опрос независимого центра РОМИР на тему "Поддержите ли вы на следующих выборах депутата, голосовавшего за "ядерные" законопроекты?". Оказалось, что таких депутатов поддержат не более 3,4% избирателей (ответы "определенно да" и "скорее да"), в то время как 78,9% обязательно откажут такому депутату в своей поддержке, а ещё 12,4% сделают это с большой вероятностью. Кроме того, определенно отказались голосовать за блоки, поддержавшие "атомные" законы, 79,6%, и склоняются к такому решению ещё 12,0%. И только 3,3% россиян в той или иной степени поддерживает депутатов, разрешивших ввоз в Россию отработанного ядерного топлива.
|