Наверное, не стоит объяснять, как этот документ попал к нам. Документ весьма любопытный, познавательный и подозрительный. В нем как по нотам расписан весь сценарий событий вокруг ЮКОСа, включая финальные аккорды: арест Михаила Ходорковского и перехват оперативного управления объединенной компанией «ЮкосСибнефть» командой Абрамовича. Но самое подозрительное в этом документе – это две последние строчки: Разработчик – ПР и ПК группа «Lobbynet», Москва, июль 2003.
По нашим данным, этот документ точно в ЮКОСе был. Значит, уже в июле руководство ЮКОСа знало, что вся комбинация разыгрывается только для того, чтобы отдать компанию в руки Романа Аркадьевича. Но тогда возникает естественный вопрос: читал ли этот документ Михаил Ходорковский? А если он его не читал, тогда возникает второй вопрос: кто подставил Михаила Борисовича? А если Ходорковский все-таки читал этот документ, значит, ЮКОС заранее готовился, и на «кидок» Абрамовича выстраивал свой собственный «кидок». Кульминацию этих событий, судя по всему, мы сегодня и наблюдаем.
По нашим данным, этот документ в ЮКОС попал через советника президента компании «Юкос-Москва» бывшего сотрудника 5 управления КГБ Алексея Кондаурова, а главным адресатом был Леонид Невзлин. Более того, по некоторым сведениям, на разработку этой концепции руководство нефтяной компании выделило сумму с шестью нулями. Но, как утверждают наши источники, эти деньги исчезли в карманах посредников.
Чтобы не путаться в вопросах, мы решили напрямую обратиться в ПР и ПК группа «Lobbynet». Тем более, что учредителями консалтинговой фирмы с таким странным названием являются два наших бывших коллеги: Олег Техменев и Леонид Крутаков.
Леонид Крутаков, едва мы прочитали ему несколько строк, документ признал, но выразил недоумение по поводу того факта, что он попал к нам в руки. Олег Техменев оказался чуть более разговорчив.
- Вы действительно готовили этот документ для ЮКОСа еще в июле?
- Да, мы готовили этот документ в июле, почти сразу же после ареста Платона Лебедева и когда уже были видны основные контуры медийного и политического противостояния. Кто был его конечным получателем я сказать не могу. Могу только уверить вас, что документ понравился и нас попросили разработать на его основе план политических и медийных мероприятий, каковой и был составлен.
- Говорят, что бывший генерал Кондауров не только не заплатил вам за работу, но и представил этот документ, как свою собственную разработку?
- Обсуждение этой темы я считаю не совсем корректным.
- Кто, по вашему мнению, воспользовался этим документом?
- Мы знаем, для кого он предназначался. Трудно ответить точно, кто конкретно им воспользовался, хотя развитие событий показывает, что с учетом позиций, изложенных в нашей аналитической записке, действовали обе стороны.
АНАЛИЗ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИЧИН КОНФЛИКТА КРЕМЛЯ И ГРУППЫ ХОДОРКОВСКОГО. СЦЕНАРИЙ ВЫВОДА КОНФЛИКТА ИЗ БЕСКОМПРОМИСНОЙ ЗОНЫ В ПЕРЕГОВОРНЫЙ РЕЖИМ ЧЕРЕЗ МЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО
АНАЛИЗ КОНФЛИКТА
Сразу после допроса в Генпрокуратуре Михаил Ходорковский улетел в Томск, где провел заседание правления компании. На этом заседании глава ЮКОСа, по горячим следам, дал оценку последним событиям вокруг компании.
«Мое мнение, - сообщил коллегам Михаил Борисович, - что мы имеем дело с начавшейся борьбой за власть между различными крыльями в ближайшем окружении Владимира Владимировича Путина. Это начало борьбы за власть, которая должна будет завершиться после выборов в марте».
Трудно сказать, сознательно или неосознанно Ходорковский занизил уровень претензий, которые возникли у власти к ЮКОСу. Как бы там ни было, но этим заявлением Михаил Борисович только усугубил проблемы своей компании. Хотя, если быть точнее, претензии власть предъявляет не к ЮКОСу, а к его руководству (группе Ходорковского). У самой компании, напротив, дела обстоят неплохо.
Сделка по слиянию, а фактически поглощению «Сибнефти», идет полным ходом. После ее завершения ЮКОС выйдет на 4-е место в мире по уровню добычи и на 3-е по уровню доказанных запасов нефти среди частных компаний. ЮКОС, наряду с BP-ТНК, по-прежнему играет ключевую роль на самой перспективной в мире инвестиционной площадке по освоению ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Попытка представить проблемы ЮКОСа как результат мышиной предвыборной возни в Кремле хороша только для PR-версии происходящих событий. Однако представленная на обозрение публике версия не объясняет сути происходящего, а всего лишь трактует события в выгодном для автора этой версии свете.
Понятно, что СМИ не самая совершенная площадка для согласования политических, общественных и бизнес-интересов. Площадка эта подвержена массе искажений (как со стороны власти, так и со стороны бизнеса), но другого способа общественной дискуссии просто не существует.
Попытка же с помощью «пиара» снизить градус дискуссии вокруг ЮКОСа (увести ее из области реальных внутриполитических и внутриэкономических проблем страны в область PR-разборок) опасна, прежде всего, для самого заказчика медийной кампании.
Выдавая желаемое (мышиная возня) за действительное (реальные противоречия), Михаил Ходорковский сам себя загоняет в ловушку, формирует ложные ориентиры. Создается иллюзия, что разрешение ситуации должно произойти в области «отката» средств на предвыборную кампанию.
На самом деле конфликт выходит далеко за рамки предвыборной тематики, а значит и разрешиться он должен на иной площадке. Формируя ложные ориентиры, авторы PR-версии, переносят конфликт на маргинальный уровень общественного сознания.
Государство, в свою очередь, вынуждено реагировать на химеры, создаваемые PR-сообществом, с помощью более жестких контрмер. Таким образом, нацеленная на нанесение максимального ущерба политическому престижу государства PR-кампания, очень больно бьет по собственному статусу и имиджу заказчика медийной кампании.
Желание представить конфликт вокруг ЮКОСа как попытку пересмотра итогов приватизации спровоцировало общественную дискуссию, которая развивается отнюдь не в пользу группы Ходорковского и бизнеса вообще. Достаточно посмотреть данные социологических опросов, проведенных в последнее время различными СМИ, которые зафиксировали, что подавляющее большинство граждан России выступают за деприватизацию и «раскулачивание» олигархов.
Конечно, государство при этом несет внешнеполитические издержки, но внутренние издержки группы Ходоковского и ЮКОСа (в том числе и имидживые) гораздо серьезней. Общество возвращается в состояние массовой истерии, его заставляют заново пережить социальный обман девятилетней давности. Точно к таким же результатам ведет и попытка запустить на общественную орбиту PR-аналогии с 37-м годом и пятой графой в паспорте.
Выстраивание PR-стратегии конфликта вокруг ЮКОСа по «сценарию Гусинского» заранее программирует и исход этого конфликта по «сценарию Гусинского». Суть этого сценария состоит в попытке использовать внешние политические силы для давления на собственную политическую систему, в рамках которой развивается бизнес в России.
Итог сценария всем известен. Каждый из участников конфликта остается на своем месте: власть и бизнес – в рамках той политической системы, в которой они сформировались и вне которой они не могут существовать; а бизнесмен – в рамках той системы, к которой он аппелировал за помощью и которую считает для себя наиболее приемлимой.
Подобный исход закономерен еще и в силу того, что на внешнеполитическом поле власть всегда может предложить жертву намного превосходящую возможности главы пусть даже очень крупной (третьей в мире по запасам) нефтяной компании. Западный мир насквозь прагматичен, здесь всегда кесарево отдают кесарю.
Единственным эффективным способом выхода из конфликтных ситуаций, возникающих между бизнесом и властью, является максимально открытое и широкое обсуждение в СМИ конфликтной зоны. Обсуждение реальных противоречий внутри властных и бизнес-элит страны.
Только такая дискуссия оставляет объекту атаки (бизнесмену) возможность найти консенсус (точки соприкосновения) с атакующим (властью) и выйти из конфликта, сохранив контроль над своим бизнесом. При этом, что ни маловажно, подобная дискуссия минимизирует внешнеполитические издержки субъекта атаки, то есть государства.
Предвыборная версия околоЮКОСовских событий (в самом вульгарном ее понимании и изложении) сегодня доминирует на страницах отечественной прессы – власть занимается предвыборным «пи-аром», а на алтарь победы «Единой России» и ВВП приносят в жертву очередного тучного олигарха.
Безусловно, логика в подобных рассуждениях присутствует. И логика эта продиктована тем, что последние события в стране надо рассматривать в едином (предвыборном) пакете: дело «оборотней в погонах», взрывы в Тушино и на Тверской, «наезд» на Ходорковского и массовую распродажу активов Абрамовичем. Однако это вовсе не означает, что события надо валить в одну кучу.
У каждого из этих событий есть собственная внутренняя логика, которая так или иначе согласуется с общеполитическим предвыборным фоном. Выборы – это всегда смена приоритетов. Прежде всего, экономических. Это всегда пересмотр старого и заключение нового рамочного контракта между бизнесом и властью.
Собственно, в этой плоскости и надо искать причины «наезда» на Ходорковского. Дело «оборотней» и очередные московские взрывы лучше оставить за скобками, иначе анализ усложнится до интегрального уровня. Точно так же за скобки надо вынести глупость власть придержащих, в противном случае анализ невозможен вообще.
Итак, остается всего два события: «наезд» на Ходорковского и «обналичка» Абрамовича. Даже удивительно, почему СМИ до сих пор не увязали их в единое целое? Почему наряду с вульгарно предвыборной версией «наезда» на ЮКОС не появились банально коррупционная и изощренно «кидальная»? Сюжеты напрашиваются сами собой.
Версия первая – банальная коррупция. Практически весь сбыт «Сибнефти» шел через трейдерские компании, подконтрольные Валентину Юмашеву. Очевидно, что после слияния с ЮКОСом нефть объединенной компании будет реализовываться через торговую систему Ходорковского. Очевидно также, что подобный сценарий задевает интересы многих влиятельных за зубцами людей.
Версия вторая – изощренный «кидок». Согласившись на слияние с ЮКОСом, Абрамович «забил» в условия сделки колоссальную неустойку в один миллиард долларов. Чем не повод для того, чтобы используя кремлевские рычаги, заставить Ходорковского отказаться от сделки?
Обе версии выглядят вполне логичными, но чтобы принять их к рассмотрению, надо отказаться от общего предвыборного (в смысле нового контракта между властью и бизнесом) контекста. А он объективно существует.
Конечно, «наезд» на Ходорковского можно объяснить предвыборным «пи-аром» власти, а распродажу Абрамовичем всех своих промышленных активов – желанием молодого человека провести остаток жизни в увеселительных морских поездках на яхте. Но объяснения эти не отвечают на главный вопрос, почему власть наезжает именно на Ходорковского? И почему именно Абрамович фиксирует свою прибыль?
Да, Михаил Ходорковский слишком широко шагает, чем наверняка раздражает не только Кремль, но и своих коллег по цеху. Однако «подвиги» Ходорковского могут быть лишь поводом, но не причиной «наезда».
Да, Роман Абрамович самый интегрированный в Кремль олигарх, но ведь и остальные олигархи не лыком шиты, а они почему-то не спешат уходить из страны. В этом смысле, интегрированность Абрамовича во власть вызывает больше вопросов по поводу «обналички», чем дает ответов на них. Точно также, как в свое время, без ответа остался вопрос о чукотском губернаторстве Романа Аркадьевича.
Бесспорно, что оба этих события («наезд» на Ходорковского и «обналичка» Абрамовича) развиваются на едином предвыборном фоне пересмотра взаимоотношений бизнеса и власти. Бесспорно, что оба этих события имеют общую подоплеку, общую конфликтную зону и вызваны сходными причинами. Мало того, оба этих события корнями произрастают из прошлого предвыборного периода – являются логичным продолжением «наезда» на Гусинского с Березовским и выдвижения Абрамовича на Чукотку.
Чтобы ответить на главный вопрос, почему именно Ходорковский и Абрамович необходимо вычислить эту самую общую конфликтную зону и определить условия нового рамочного контракта, который власть навязывет бизнесу.
Определить площадку, на которой созрел конфликт между властью и ЮКОСом, несложно. И Ходорковский, и Абрамович являются крупными игроками, прежде всего, в нефтегазовой сфере. А значит, событийный ряд надо искать также на нефтяной площадке.
На территории России выделяют три крупнейшие нефтегазоносные провинции: Западно-Сибирскую, Лено-Тунгусскую и Хатангско-Вилюйскую. Западно-Сибирская провинция фактически полностью поделена на сферы влияния и имеет развитую транспортную инфраструктуру, ориентированную на европейского потребителя. Две другие провинции находятся в стадии инвестиционной проработки и определения маршрутов транспортировки сырья на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Наличие промышленных запасов нефти и газа само по себе еще не гарантирует их разработку. Для реализации товара необходимы рынки сбыта. Поэтому, например, разведанные еще в семидесятые годы прошлого века углеводородные запасы Сахалинского шельфа (1,5 млрд. т нефти и свыше 4 трлн. куб. м газа) долгое время оставались невостребованными. Энергетические потребности стран АТР с лихвой перекрывали поставки сырья из Индонезии и Персидского залива.
Экономический рывок Китая и новый подъем «азиатских тигров» после финансового кризиса конца 70-х качественно изменили энергетический ландшафт АТР. А победа республиканцев на выборах в США обозначила контуры скорой войны на Ближнем Востоке. В конце 90-х годов стало очевидно, что Восточная Сибирь и Дальний Восток в самое ближайшее время должны превратиться в альтернативный источник энергоносителей для стран АТР и тихоокеанского побережья США.
В это время были подтверждены необходимые запасы нефти и газа на месторождениях первой очереди (Ковыктинское, Мыльджинское, Юрубченско-Тахомское и Верхне-Чонское, Сахалин-1, Сахалин-2 и Сахалин-3), которые призваны стать локомотивом формирования нового мирового энергетического центра.
Примерно в это же время произошел первый серьезный «наезд» со стороны власти на ЮКОС по поводу приватизации Восточной Нефтяной Компании (ВНК). И в это же время Роман Абрамович стал губернатором Чукотки (шельф Охотского моря богат углеводородами не менее сахалинского).
Восточная Сибирь и Дальний Восток из российской периферии моментально стали превращаться в одну из самых привлекательных инвестиционных площадок мира. Однако для завершения этого процесса недостаточно наличия промышленных запасов углеводородов и рынков сбыта. Необходима мощная транспортная инфраструктура, связывающая воедино локальные нефтегазовые месторождения с конечным выходом на мировой рынок – сибирский нефтегазовый коллектор.
По поводу путей конечного выхода сибирского коллектора и разошлись в очередной раз позиции Кремля и ЮКОСа, который владеет лицензией на разработку Юрубченского месторождения. Кремль настаивает на строительстве экспортного трубопровода в направлении Находки, а ЮКОС – на китайском маршруте до Дацина. Свои плюсы и минусы есть у обоих маршрутов.
Например, китайский маршрут гораздо короче, а следовательно в краткосрочной перспективе быстрее окупиться. Дальневосточный – длиннее, но в стратегическом плане для России он более выгоден. Экспортный маршрут – это не просто труба в тайге, это мощный итеграционный стимул для всего Сибирско-Дальневосточного региона. А от того, в каком направлении этот регион будет структурироваться, во многом зависит будущая геополитическая и инвестиционная картина не только АТР, но и всего мира.
Нефть всегда считалась важнейшей составляющей понятия экономической безопасности государства. А контроль над маршрутами ее транспортировки – военно-политической проблемой. Подтверждением тому, накал страстей вокруг экспортного маршрута транспортировки восточносибирской нефти. На этой площадке столкнулись интересы не только ЮКОСа и Кремля, но и двух экономически самых мощных держав региона: Китая и Японии.
9-12 января 2003 года во время визита в Москву японский премьер Дзюнъитиро Куидзуми в очень узком кругу (практически один на один) встретился с Владимиром Путиным. На этой встрече был подписан «План совместных действий», в котором экспортный нефтепровод на Находку признавался приоритетным для обеих стран. О подписании данного плана лидеры двух стран официально не объявили, поэтому пресса ограничилась утечками о нефтяном подтексте обсуждения территориальных проблем.
Глава ЮКОСа Ходорковский не мог не знать о подписании плана (кстати, не мог о нем не знать и Абрамович, который уже начал подготовку к распродаже своих активов). Тем не менее, даже после этого еще в течение полугода Михаил Борисович продолжал всеми силами (через правительство, Думу и прессу) лоббировать китайский маршрут.
Кремль несколько раз предупреждал главу ЮКОСа о недопустимости таких действий с помощью угроз со стороны Минприроды отозвать лицензию на Юрубченско-Тахомское месторождение. А в феврале на встрече с членами РСПП в ответ на выступление Ходорковского о коррупции Владимир Путин напрямую заявил о необходимости пополнения нефте-газовых запасов государственных компаний. Но Ходорковский отказывался понимать намеки Кремля и продолжал играть в мировую политику.
В конце июня японская сторона озвучила готовность напрямую инвестировать 5 млрд. долларов в освоение месторождений Восточной Сибири, 7,5 миллиардов – в строительство экспортного маршрута и 1 миллиард – в сопутствующие социально-экономические программы Приморья в случае строительства нефтепровода на Находку. Подобных инвестиций (всего 13,5 млрд. долларов) России еще никто и никогда не предлагал. Однако на следующий день российские газеты вышли почему-то с очень скептическими – на грани издевательства – комментариями японских инициатив.
Буквально в тот же день (30 июня) пресс-секретарь японского МИДа Хацухиса Такасима выдал по этому поводу реакцию очень похожую на истерику и предал гласности закрытые договоренности Путина и Куидзуми. В частности г-н Такасима заявил, что если предпочтение будет отдано китайскому варианту нефтепровода «Ангарск – Дацин», то это будет грубым нарушением подписанного президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Дзюнъитиро Куидзуми "Плана совместных действий".
Через два дня Платона Лебедева прямо из больницы увезли в Генеральную прокуратуру.
Спор между ЮКОСом и Кремлем вокруг экспортного маршрута транспортировки восточно-сибирской нефти всего лишь частный случай (правда, ключевой) общего конфликта. То есть, опять же всего лишь повод для «наезда» на Ходорковского.
Причины «наезда» кроются в условиях очередного (предыдущий был заключен в 2000 году) рамочного контракта между властью и бизнесом, а площадкой для реализации этого контракта должна стать Восточная Сибирь и Дальний Восток.
Предыдущий контракт Путина и олигархов ознаменовался сменой приоритетов. Ельцинский принцип «Что выгодно «Газпрому» (ЮКОСу, ЛУКОЙЛу и т.д.), то выгодно и государству», в путинской редакции зазвучал иначе: «Что выгодно «Газпрому» (ЮКОСу, ЛУКОЙЛу и т.д.), то должно быть выгодно государству». В императив ельцинского лозунга добавилось путинское условие, при котором власть согласна поддерживать бизнес. Проще говоря, бизнес обязали согласовывать свои планы с Кремлем, а не навязывать их ему.
Тем бизнесменам, которые не поняли новые правила игры, власть приподнесла урок – другим науку. Чтобы «отстроить» ту или иную компанию, вовсе не обязательно ее деприватизировать, достаточно сменить внешних управляющих. При этом акционерная структура компании может оставаться неизменной.
Урок преподнесли Вяхиреву, Березовскому и Гусинскому. Первого заменили Миллером, второго – Абрамовичем, третьего – Йорданом. А науку усвоили, прежде всего, Дерипаска и Абрамович, которые оказались наименее равноудаленными от Кремля.
В новой (2004 года) редакции ельцинский лозунг претерпел кардинальные изменения. Теперь он, став стопроцентно путинским, звучит так: «Что выгодно государству, то должно быть выгодно «Газпрому» (ЮКОСу, ЛУКОЙЛу и т.д.)».
На следующий президентский срок заготовлен целый пакет экономических проектов, начиная с реорганизации «Газпрома», запуска ипотеки, реформы РАО «ЕЭС» и ЖКХ. Реализация этого пакета повлечет за собой новую нарезку капитальных активов, наиболее «жирные» куски будут нарезаться в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Кому эти активы достанутся, вопрос для Кремля имеет первостепенное значение.
Нынешняя команда президента заинтересована в создании нового звена крупных собственников (олигархов), которые будут противостоять (конкурировать) в 2008 году в борьбе за власть старой ельцинской кагорте олигархов. В такой игре очень важен командный принцип – все должны понимать свои роли и занимать места согласно распределенным в Кремле билетам.
Необходимость появления новых субъектов рынка (формирования новой бизнес-элиты) продиктована также международным инвестиционным запросом на освоение Восточной Сибири.
В российской нормативной базе до сих пор нет цивилизованного уровня гарантий для инвестируемого капитала. Поэтому в роли иностранных инвесторов выступают в основном отечественные олигархи, используя офшоры и фирмы-однодневки. А это, в свою очередь, не позволяет установить цивилизованные отношения с властью через пополнение налоговой базы государства.
Таким образом, запрос на новую бизнес-элиту созрел как внутри России, так и вне ее. Старая бизнес-элита этому запросу не соответствует. У олигархов ельцинской кагорты очень много скелетов в шкафу. Главным из которых для международных инвесторов является дефолт. А для Кремля – нежелание перенаправить сверхприбыль от природной ренты в наукоемкое производство.
Природную ренту власть сознательно оставляла в распоряжении сырьевиков в качестве внутреннего (за неимением другого) инвестиционного ресурса. Если Ходорковский не поймет этого, а PR-игра с государством продолжится в прежней плоскости, то он получит урок по сценарию Березовского.
В этом смысле стоит внимательней приглядеться к той масштабной «обналичке», которую провел недавно Абрамович. Объяснять этот шаг тем, что Роман Аркадьевич собирается хранить свои деньги в чемоданах, глупо. Значит, надо говорить о консолидации финансовых ресурсов накануне нарезки новых кусков госсобственности.
МЕДИЙНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ
«Заказ» на негативную кампанию в отношении ЮКОСа появился в медийном сообществе в марте-апреле сего года и четко атрибутировался к ФСБ и прокуратуре, которые действовали с подачи Кремля. С этого момента началась подготовка выведения конфликта на медийное поле, к которому, как выяснилось сегодня, ЮКОС оказался не готов.
Реакция компании на «информационный взрыв», произошедший в день ареста Лебедева, стала предсказуемой – так, наверное, отреагировала бы любая российская олигархическая группа. План информационной «контригры» у ЮКОСа к этому моменту, видимо, отсутствовал вовсе, в своих действиях компания оказалась ведомой Кремлем, которому даже не приходилось прилагать особых усилий, так как СМИ в условиях пассивности атакуемого были обречены на режим работы «вслед за событием».
Видимые действия ЮКОСа оказались (что традиционно для олигархической структуры) суперзатратными и малоэффективными.
Переломить ситуацию на медийном поле противостояния Кремля и ЮКОСа могут только неожиданные, неординарные ходы, которые позволили бы взломать сложившийся и контролируемый оппонентом сценарий изнутри, переведя дискуссию с Кремлем в иную систему координат.
Медийное противостояние Кремля и ЮКОСа фактически представляет из себя борьбу «мифов». Со стороны Кремля – это обвинения в воровстве, махинациях, уголовно наказуемых преступлениях, «неуместных» политических амбициях и т. д. Со стороны группы Ходорковского – контр-обвинения в предвыборной мотивации «наезда».
Перевернуть ситуацию в коммуникативном пространстве может только перевод содержательной части конфликта из пространства мифов в пространство реальных противоречий между бизнесом и властью. Данный формат дискуссии не гарантирует группе Ходорковского выигрыша в реальном противостоянии с Кремлем, однако без такого перевода выигрыш принципиально невозможен.
Методы GR и «тяжелого лоббирования» в этом противостоянии не эффективны. Реальные противоречия нельзя снять мерами, которые вписаны в уже сформированное пространство мифов, согласно которому весь конфликт нацелен на получение «отката» в денежном, имущественном либо ресурсном выражении. В случае, если это произойдет группа Ходорковского фактически проиграет, сделав первый реальный шаг по пути реализации сценария Березовского-Гусинского.
Репозиционирование противостояния ЮКОС-Кремль предполагает жесткое внесение в пространство публичного обсуждения новых сюжетных линий, которые и позволят сместить восприятие конфликта из зоны «мифов» в зону «реальности». Результатом такого репозиционирования должна стать перемещение конфликта из ныне существующей вертикальной плоскости в горизонтальную.
Развитие конфликта в нынешней вертикальной плоскости подразумевает наличие «справедливой» власти, которая борется с «коррумпированными» олигархами. Исход данного конфликта в общественном сознании запрограммирован в пользу Кремля.
Перевод конфликта в горизонтальное положение ставит власть и бизнес на одну плоскость. Нет «справедливой» власти и «коррумпированного» бизнеса, есть спор двух «хозяйствующих субъектов» за новые куски собственности. Каждый из «хозяйствующих субъектов» одинаково «справедлив» и одинаково «коррумпирован». Каждый из них использует в споре свое конкурентное преимущество: власть – силовой ресурс; бизнес – финансовый.
Тактика запуска новых сюжетных линий определяется острым состоянием конфликта, предполагающим как некие срочные, оперативные действия, так и действия, нацеленные на долгосрочный эффект. Среди оперативных задач необходимо выделить следующие:
А) Внедрение в общественное сознание убеждения, что сегодняшний конфликт Кремля с ЮКОСом не имеет политического подтекста. Гусинский и Березовский проиграли потому, что не столько отстаивали бизнес, сколько претендовали на исполнение роли «контролеров» над властью со стороны бизнес-элиты. Конфликт ЮКОС-Кремль имеет четкую экономическую подоплеку, при которой политическая часть не является самостоятельной, а скорее инструментарной.
«Месседж» этой сюжетной линии таков: ЮКОС не имеет самостоятельных политических амбиций, как и любая другая крупная компания в России. ЮКОС отличается от всех иных олигархических структур лишь тем, что может и готов играть в политику, но по правилам, соблюдая на паритетных началах свои интересы и интересы других участников процесса, в том числе и Кремля.
Таким образом, суть конфликта состоит в пока существующем отсутствии взаимопонимания между ЮКОСом и Кремлем в силу того, что первые не могут понять, что от них хочет власть, а вторые не могут доходчиво и аргументировано выразить своих претензий. Причина – в отсутствии как механизма, так и площадки для публичной дискуссии между бизнесом и властью.
Б) Формирование дискуссионного поля для обсуждения реальных экономических проблем, лежащих в основе конфликта ЮКОС-Кремль. При этом термин «деприватизация» должен быть вынесен за рамки обсуждения, он становится выдумкой и игрушкой журналистов. Обе стороны конфликта в равной степени, но по различным причинам с досадой воспринимают любые рассуждения на эту тему. Тема должна быть изначально выведена за пределы «поля компромисса», на котором Кремль и ЮКОС будут публично договариваться.
Эта часть кампании невозможна без привлечения/создания нового интеллектуального ресурса, который своими идеями и выступлениями будет формировать поле дискуссии.
«Месседж» этой сюжетной линии таков: реальные экономические противоречия связаны с новым переделом собственности, где и власть в лице государственных формально и неформально аффилированных с государством компаний с одной стороны, и уже сформировавшиеся олигархические структуры, в том числе и ЮКОС, с другой стороны преследуют свои интересы.
Таким образом, противоречия могут быть разрешены в рамках цивилизованной дискуссии, без применения неадекватных мер, которые хоть и позволяют одной из сторон достичь результата, но слишком дорогой ценой. Маргинализация общественного мнения под воздействием конфликта ЮКОС-Кремль столь же опасна для Кремля, как и для ЮКОСа. В итоге обе стороны рискуют проиграть.
В) Максимальное дистанцирование конфликта ЮКОС-Кремль от конфликтов Березовский-Кремль и Гусинский-Кремль. Борис Абрамович должен быть вытеснен из сегодняшнего поля конфликта, так как без этого невозможно репозиционировать конфликт ЮКОСа в более приемлемую для группы Ходорковского дискуссию о реальных, но вполне решаемых за столом переговоров противоречиях.
Для этого недостаточно просто обозначать решимость Ходорковского и Co никуда не уезжать (в ответ на это «КоммерсантЪ» опубликует очередное письмо БАБа и добавит очень интересную статью о «страховочной системе» управления ЮКОСом на случай «отъезда Ходорковского»). Необходимо показать связку «Березовский – Кремль», в которой первый объективно выступает на стороне Кремля, преследуя при этом свои интересы.
«Месседж» этой сюжетной линии таков: Ходорковскому незачем «отъезжать», так как характер конфликта ЮКОС-Кремль совершенно иной (направлен в будущее), нежели характер конфликта Березовский-Кремль («равноудаление» наиболее навязчивого, а потому опасного олигарха, объявившего Кремлю персональную войну).
Таким образом, Ходорковскому нечего бояться на персональном уровне и единственным реально заинтересованным в его отъезде лицом является лично Березовский, для которого такая победа Кремля крайне выгодна, так как не усиливает, но ослабляет Кремль.
Необходимо инкорпорировать в общественное сознание миф о том, что Березовский является чуть ли не основным «инженером» конфликта ЮКОС-Кремль, где противостоящие стороны несут равные потери, усиливая «дистанцированного» Березовского. Отдельно можно подчеркнуть, что Березовский заинтересован в данном исходе еще и потому, что он объективно потерял от того, что ЮКОС стал работать с КПРФ, выжимая его с этой площадки.
Г) Срыв возможного сценария захвата компании со стороны недобросовестных партнеров, действующих в связке с Кремлем. Обезглавливание (путем арестов или принуждения к эмиграции) компании ЮКОС имеет смысл лишь тогда, когда процесс слияния ЮКОСа и «Сибнефти» продолжает идти своим чередом независимо от всего происходящего. Только в этом случае Абрамович/Швидлер имеют гипотетическую возможность добиться контроля над активами объединенной компании.
«Месседж», который должен быть запущен в Россию через англоязычные СМИ из-за рубежа, должен быть таким: Ходорковский и иные владельцы ЮКОСа готовы в любой момент разорвать сделку, так как все больше убеждаются в том, что реальным «менеджером» слияния становится Березовский, который в 1997 году уже пытался проделать такую же комбинацию с ЮКОСом в виде проекта «ЮКСИ».
Опасаясь, что противостояние с Кремлем может быть использовано участниками слияния со стороны «Сибнефти» в своих своекорыстных интересах, ЮКОС приостанавливает сделку до того момента, пока конфликт с Кремлем не будет улажен и не будут получены гарантии невозвратности подобной ситуации.
Тактика долгосрочных действий должна быть взаимоувязана с изложенными выше оперативными действиями по максимально быстрому репозиционированию медийного конфликта между ЮКОСом и Кремлем. Суть ее в расширении и углублении вышеуказанных направлений, наибольшим приоритетом из которых становится инициация широкой и авторитетной дискуссии по двум основным линиям:
А) Реальные противоречия между Кремлем и большим бизнесом в целом в преддверии третьего передела собственности (2004-2008 года) с выходом на решение политической проблемы-2008.
Б) Определение путей цивилизованного проведения политических интересов большого бизнеса в условиях развивающейся партийно-политической системы РФ. Определение правил игры, инвестиции в создание гражданского общества, как единственного варианта страховки современной России от маргинализации и возврата к тоталитаризму.
Разработчик – ПР и ПК группа «Lobbynet»
Москва, июль 2003
Читайте последние новости о Михаиле Ходорковском в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|