Загребущие руки Москвы
В середине ноября петербуржцы начали понимать смысл предвыборных заявлений Валентины Матвиенко, обещавшей "во всем опираться на Москву". Вопреки ее же собственным заверениям, сделанным в процессе губернаторской кампании, процесс передачи городом своего имущества в ведение Управления делами президента России пошел в ускоренном темпе.
Если в период губернаторства Владимира Яковлева речь шла о передаче комплекса зданий на Исаакиевской площади, где размещаются "Российский государственный исторический архив" (РГИА) и ВНИИ Растениеводства, то сегодня правительство Матвиенко готово предложить своим кремлевским покровителям гораздо больше. На днях стало известно, например, о том, что огромный дворцово-парковый ансамбль "Михайловка", расположенный неподалеку от Константиновского дворца, будет еще до конца этого года передан на баланс Управления делами президента РФ.
Вместе с дворцово-парковым ансамблем в ведение Управделами президента должны перейти здание "Российского государственного исторического архива" (РГИА) на Сенатской площади, а также престижный пансионат "Белые ночи" в Курортном районе Петербурга и здание городской больницы №31 им Я.М. Свердлова (так называемая «Свердловка», некогда полузакрытое медучереждение для ленинградской партийно-хозяйственной элиты).
Источники в петербургском КУГИ уверяют, что передача усадьбы "Михайловка" на баланс Управделами производится на основании совместного распоряжения Минимущества и Министерства культуры от 4 июня 2003 года. Прискорбно, правда, что никто – ни городская пресса, ни тем более горожане об этом и слыхом не слыхивали. "В настоящее время распоряжение КУГИ о передаче усадьбы "Михайловка" Управлению делами президента находится на стадии оформления технической документации", - сообщили источники в КУГИ. То есть город, что называется, в который уже раз "поставили перед фактом". Усадьба "Михайловка" является памятником архитектуры середины XIX века. Дворцово-парковый ансамбль был создан по проекту таких архитекторов, как Штакеншнейдер, Шарлемань и Боссе. Первоначально усадьба принадлежала Великому князю Михаилу Hиколаевичу, младшему сыну Hиколая Первого. Живописная усадьба расположена в 25 км от Санкт-Петербурга, на южном побережье Финского залива вблизи Петродворцового и Константиновского парков (последний окружает Константиновский дворец, воссозданный к 300-летнему юбилею Петербурга). О том, как управделами намерено использовать обширный историко-культурный ансамбль, передаваемый ему на безвозмездной основе, не знают даже петербургские чиновники. Однако можно сказать наверняка, что, как только "Михайловка" перейдет к Управделами, ее посещение для простых горожан станет недоступно.
Подлинная цена обещаниям
Передача дворцового комплекса "Михайловка" стала лишь очередным шагом новой петербургской администрации в цепочке "возвращения долгов за праздник 300-летия" федеральному центру. Всего лишь год назад указом Правительства России Управделами попытались передать комплекс зданий, расположенных на Исаакиевской и Сенатской площадях, где располагаются "Российский государственный исторический архив" и "Всесоюзный научно-исследовательский институт растениеводства" (ВНИИР). Но тогда городская общественность этого сделать не позволила - в научных и культурных кругах Петербурга разразился грандиозный скандал, который властям удалось замять с большим трудом. К тому же руководство ВНИИР, осмотрительно не вняв увещеваниям чиновников, подало жалобу в Верховный суд. Суд удовлетворил жалобу ученых, запретив Управделами распоряжаться зданием. Федеральный центр был вынужден "пойти на попятную", чтобы не нагнетать страсти перед празднованием 300-летия города, а премьер Михаил Касьянов даже отменил собственный указ о передаче зданий. Кстати, указов о передаче комплекса зданий на Исаакиевской на самом деле было два – дело в том, что московские чиновники, плохо зная Петербург, сначала перепутали адрес РГИА и предписали выселить совсем уж постороннюю организацию. Чтобы исправить ошибку, пришлось издавать второй указ, уже с правильным адресом.
Свою руку к тому, чтобы успокоить общественность, приложила и тогдашний полпред президента в СЗФО Валентина Матвиенко. В середине мая в лучших комсомольских традициях она гневно призвала общественность создать специальную комиссию, которая должна была разобраться в целесообразности перемещения уникального семенного фонда, стоимость которого руководство ВНИИР оценило в 8 миллиардов долларов. За 300-летием и последовавшими политическими баталиями с переводом Владимира Яковлева на российских ЖКХ, а Валентины Матвиенко на городское хозяйство, никакой комиссии создано так и не было, а историю с принудительным переселением архива и ВНИИР на время забыли. Зато вскоре после губернаторских выборов, утвердивших Матвиенко в губернаторском кресле, депутаты петербургского парламента неожиданно обнаружили, что главный "борец за правду" Валентина Матвиенко… подписала распоряжение №25-23-ра «О строительстве нового здания для государственного архива по адресу Уткин проезд, 6». В том же документе указано, что Управделами президента "уполномочено проектировать и строить новый архив за счет средств федерального бюджета". По информации, предоставленной источниками в ЗакС, на самом деле никакого строительства нового здания вести не планируется, а по указанному в распоряжении Матвиенко адресу находится недостроенное здание, в котором в начале 90-х годов прошлого века планировалось разместить местный филиал Центробанка. По мнению экспертов КУГИ, обследовавших помещение, здание-долгострой находится в весьма запущенном состоянии, к тому же ни по одному техническому параметру оно не подходит для архива – вплоть до того, что перекрытия изначально не были рассчитаны на такое количество бумаг и документов. При этом в самом здании РГИА на Сенатской площади, по информации петербургского отделения "Государственной инспекции по охране памятников", Управделами президента планирует разместить современный бизнес-центр и "пятизвездную" гостиницу на сто номеров на паях с французской компанией "Bouquet". "Bouquet" является одной из крупнейших французских инвестиционных групп и принимала активное участие в финансировании аврального восстановления Константиновского дворца. А долг, как известно, платежом красен.
По информации источников в КГИОП, предпроектные предложения по организации гостиницы в здании РГИА были направлены из Управделами президента в комитет в конце августа нынешнего года. В ответ известный петербургский историк Борис Бессонов и старший архивист РГИА Валентина Лупанова направили в Верховный суд России оспаривающее заявление, в котором указали, что "распоряжение объектами, имеющими историко-культурную ценность, не входит в компетенцию Управделами президента". "Согласно указу президента России Бориса Ельцина №14/44, перемещением Государственного архива может заниматься только правительство страны, - заявил депутат городского ЗакС Алексей Ковалев, представляющий интересы истцов в Верховном суде – Передавать его Управделами оно может только после проведения экспертизы на целесообразность перемещения архива, которой на деле не проводилось". Ковалев сообщил, что он вместе с истцами намерен добиваться того, чтобы Верховный суд запретил Управделами распоряжаться зданием Госархива.
Однако на этом Валентина Матвиенко не остановилась. Она фактически подтвердила распоряжение №2418-ра, подписанное ее предшественником Александром Бегловым 14 октября, за день до его ухода в отставку, «О передаче в безвозмездное пользование Управделами президента санатория "Белые ночи", расположенного на берегу Финского залива, а также Городской больницы №31, известной как престижная "Свердловка", в которой лечатся "первые лица" города. Депутаты петербургского парламента уже направили по этому поводу запросы губернатору Матвиенко и прокурору Петербурга Николаю Винниченко, однако никакой реакции не последовало. "Если реакции не последует и дальше, мы также направим запрос в Верховный суд, - заявил депутат Ковалев – Где это видано, чтобы Управделами президента распоряжалось имуществом города?"
Петербургские политики считают, что начавшийся процесс передачи петербургских памятников истории и культуры, а также просто престижной недвижимости Управлению делами президента – попытка нового руководства города "расплатиться" с московскими покровителями за удачно проведенное празднование юбилея города и выигранные губернаторские выборы. "Мне кажется, что те люди, которые провели Валентину Матвиенко в губернаторы, теперь просто требуют свой "откат" в виде зданий в историческом центре и живописных местах Петербурга, и это не только мое мнение, - считает Ковалев, - Причем то, что мы видим сегодня – это только начало". В петербургском парламенте говорят о том, что юристы Смольного и Управделами совместно ведут сбор "компромата" на различные институты Российской Академии Наук, которые находятся в историческом центре города, чтобы впоследствии инициировать их выселение на окраины. "Пробный наезд" уже был сделан на "Институт археологии", "Институт востоковедения" и "Институт электрофизики" – все они расположены в одном здании на Университетской набережной, 18. Руководителям институтов уже звонили из Управления делами президента с предложением переехать в другие помещения. Нобелевский лауреат Жорес Алферов еще в сентябре проявлял сильное беспокойство по поводу "коммунальных наездов" на петербургскую науку. Сегодня выясняется, что беспокоился академик не зря – новая петербургская власть на деле не питает к ученым и сотой доли того уважения, о котором говорит на словах. Поэтому многочисленные истории с выселением научных институтов и лабораторий с набережных Невы и вообще из исторического центра города, похоже, еще впереди. Так же, как и выселение, например, из своего комплекса в престижном Московском районе Пулковской обсерватории – тем более, что у ее руководства огромные долги по оплате коммунальных услуг, а разговоры о том, что "обсерваторию дешевле перевезти, чем реконструировать", идут в чиновничьих кругах уже давно. Так что "новый курс" городского правительства петербургские ученые и музейщики прочувствуют на себе совсем скоро.
"Управделами президента – не чиновный монстр"
Комментарий заместителя управделами президента Виктора Хрекова
"Про здание Росгосархива разговоры идут уже год, и что – кто-то выселил архив на улицу? Кто-то помешал ученым проводить исследования? Ведь нет же. Пока принято предварительное решение о том, что Российский государственный архив в обозримом будущем переедет во вновь построенное здание на Уткином проспекте, 6, которое, кстати, еще только начинают строить. А в нынешнем здании РГИА должен разместиться "Центр региональных представительств органов государственной власти". Как известно, в Петербурге существует множество представительств различных федеральных структур, министерств по Северо-Западу, которые "раскиданы" по всему городу. В результате многие предприниматели и чиновники вынуждены разыскивать их по городу, поэтому было бы гораздо логичнее разместить их в одном месте. Что, вероятнее всего, и будет сделано. Что же касается слухов об организации в здании архива гостиницы, то я, поверьте, впервые об этом слышу – никакой документации по этому поводу Управление делами президента никуда не подавало и никакой гостиницы там не будет. Мы знаем о том, что петербургские ученые обратились с протестом в Верховный суд, и они безусловно имеют на это право. В конце концов, наш суд – самый справедливый суд в мире, и его решение для нас, безусловно, важно. Хотя мне кажется, что это по большей части та "пена", которая поднимается каждый раз, когда возникает разговор о переезде архива.
Что касается передачи в ведение Управделами архитектурно-паркового комплекса "Михайловка", то это решение также является предварительным. Конечно, эта тема сейчас активно муссируется, в том числе и в СМИ. Но я скажу, что сделано это было потому, что кто-то очень хотел, чтобы эта территория попала, скажем так, не в государственные руки. Мы постарались этого не допустить.
Планы передачи в ведение Управделами президента пансионата "Белые ночи" на Финском заливе и больницы №31 действительно существуют, пока что идет обследование технического состояния этих объектов. Но почему это так пугает всех – понять очень трудно. Ведь здесь основной вопрос – это эффективность управления, качество менеджмента и использования материальных и людских ресурсов. Вы помните, как выглядел Константиновский дворец два года назад? И как он выглядит теперь? К тому же все обременения и для пансионата, и для больницы сохранятся, и там будут продолжать лечиться и ветераны, и инвалиды войны. Никого оттуда не выбросят, никого не перестанут лечить. Ведь сейчас в ведении Управделами президента находится более 40 ведомственных пансионатов и санаториев, и везде – полный порядок. И вообще, не надо воспринимать Управление делами президента как какого-то монстра, некий чиновничий аппарат, поглощающий объекты на территории всей страны. Мы просто выполняем распоряжения, издаваемые Администрацией президента."
|