Вчера вечером в Грузии закончилась бескровная революция. Объявивший с утра чрезвычайное положение в стране президент Грузии Эдуард Шеварднадзе уже к вечеру подал в отставку и покинул Тбилиси. Обязанности президента взяла на себя спикер парламента и лидер оппозиции Нино Бурджанадзе.
"Я ушел. Я никогда не предавал своего народа, поэтому считаю, что как президент должен был подать в отставку. Я привык к отставкам. Дел у меня много, и есть что написать. Для меня это счастье - пока живой, что-то еще успеть", - эти слова Эдуарда Шеварднадзе информагентства передали вчера в 19. 50. Бывший грузинский лидер рассказал журналистам, что у него "с оппозицией состоялся человеческий разговор", но о своем возможном преемнике говорить не стал: "Это вопрос не ко мне. Не мне решать. Судите сами". На вопрос, куда он направляется, экс-президент сказал: "Домой. Буду писать мемуары". Однако в это самое время грузинский телеканал "Рустави-2" передавал кадры из тбилисского аэропорта, на взлетной полосе которого прогревал двигатели президентский лайнер. Одновременно немецкие СМИ сообщили, что Германия предоставила Шеварднадзе политическое убежище "в знак благодарности за поддержку грузинским лидером проекта по воссоединению Германии в 1989 г. ".
Связанный с парламентскими выборами политический кризис в Грузии вошел в финальную стадию 20 ноября, когда ЦИК страны объявил, что наибольшее число голосов (21,32% ) набрала проправительственная партия. Лидеры оппозиции - Михаил Саакашвили (блок "Саакашвили - национальное движение") и спикер парламента Нино Бурджанадзе (блок "Бурджанадзе - демократы") - назвали это государственным переворотом и пообещали продолжить борьбу до тех пор, пока не добьются отставки президента Шеварднадзе. Уже на следующий день серьезные нарушения в ходе выборов признал секретарь Совета национальной безопасности Грузии Тедо Джапаридзе, он же предупредил о возможности "большого кровопролития".
Действительно, в субботу ситуация в Тбилиси стала просто опасной. В ответ на попытку президента открыть заседание парламента нового созыва оппозиция взяла здание парламента штурмом. Шеварднадзе успели вывести из здания телохранители, и уже из своей резиденции Крцаниси на окраине города он объявил о введении чрезвычайного положения "в связи с попыткой государственного переворота".
В ночь на воскресенье в Тбилиси прилетел российский министр иностранных дел Игорь Иванов, которому предстояло сыграть роль посредника в этом противостоянии. Еще в воскресенье утром, после первого раунда переговоров, Шеварднадзе говорил, что "готов обсуждать все спорные моменты, включая досрочные президентские выборы и проведение повторных выборов в парламент", но требовал, чтобы оппозиция освободила помещение. Примерно около полудня Нино Бурджанадзе заявила, что "возможен разумный диалог с властями по поводу проведения досрочных парламентских выборов, без которых ситуация практически безвыходна".
Однако вскоре на митинге оппозиции на площади перед парламентом руководители оппозиции призвали собравшихся на штурм здания телецентра и МВД, где, по их сведениям, сторонники Шеварднадзе собирались провести заседание парламента нового созыва, чтобы утвердить президентское решение о введении ЧП. А Михаил Саакашвили в своем обращении призвал "довести до конца вопрос об отставке президента Шеварднадзе".
Тем временем армия сторонников Шеварднадзе начала таять. С утра о переходе на сторону оппозиции объявили 50 спецназовцев и 120 солдат национальной гвардии. Ближе к вечеру на сторону оппозиции перешли два батальона спецназа, подготовленные американцами. А признавший нарушения в ходе выборов секретарь Совбеза Тедо Джапаридзе был отправлен в отставку. О неподчинении президенту объявили командующий внутренними войсками Грузии Георгий Шервашидзе и начальник полиции Тбилиси Леван Майсурадзе.
Сразу после этого, около 18. 00 по московскому времени, Саакашвили объявил ультиматум: если в течение ближайших 30 минут Шеварднадзе не уйдет в отставку, участники митинга возьмут штурмом его резиденцию. Ультиматум был продлен на час, а затем стало известно, что Игорь Иванов повез на встречу с Шеварднадзе лидеров оппозиции Зураба Жванию (блок "Бурджанадзе - демократы") и Михаила Саакашвили. У последнего якобы уже был проект заявления Шеварднадзе об отставке. Уже в 19. 00 оппозиционеры вышли из резиденции Крцаниси с криками "Победа! ", а чуть позже Игорь Иванов заявил, что "выполнил свою посредническую функцию и теперь судьбу Грузии должны решать политические лидеры страны".
"События пошли по наихудшему возможному сценарию, - считает председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. - Было бы гораздо лучше, если бы Шеварднадзе остался у власти и организовал новые президентские и парламентские выборы. Теперь встанет вопрос о том, чтобы будущие выборы были более или менее легитимными". "Центральная власть в Грузии была и так очень слаба, - говорит Дарио Тубурн из лондонского World Market Research Centre, - и, возможно, именно поэтому Шеварднадзе не стал использовать силу на прошлой неделе". "Правление Шеварднадзе было основано на сложной системе сделок с политическими кланами, и эти люди никуда не делись, за ними стоят реальные экономические интересы, - напоминает аналитик. - Если компромисс внутри не будет найден, в стране может начаться гражданская война".
Сразу после объявления об отставке Шеварднадзе президент Аджарии Аслан Абашидзе ввел в своей республике чрезвычайное положение, сославшись на данные о возможности введения в Аджарию грузинских войск. Незадолго до этого стало известно, что в городе Зугдиди лидер сторонников экс-президента Звиада Гамсахурдиа - бывший министр финансов Гурам Абсандзе взял под контроль здание местной администрации и объявил себя губернатором, ссылаясь на мандат, якобы полученный им от Нино Бурджанадзе. Эксперты считают, что активная роль российского министра иностранных дел в событиях воскресенья прибавит Москве влияния в постреволюционной Грузии, однако Караганов полагает, что политические процессы в стране сейчас носят неконтролируемый характер и России или США будет трудно повлиять на них. "Организация перехода власти в стране - это только первый этап, необходимо комплексное решение проблем Грузии, которое потребует огромных ресурсов и политической воли, - говорит Караганов. - В случае с Грузией мы имеем дело с классическим "несостоявшимся государством".
|