Во вторник Мосгорсуд рассмотрел жалобу защиты на арест Михаила Ходорковского. Самого магната на заседание суда не привезли, и он общался с судьями из камеры посредством видеомоста. Теледебаты в прямом эфире закончились для узника «Матросской тишины» неутешительно: суд оставил его за решеткой минимум до конца года, что вызвало резкое недовольство значительной части американского истеблишмента. О возможных причинах этого недовольства рассказывает наш корреспондент в США.
Остервенение, с которым американцы бросились на защиту Ходорковского, по накалу страстей сопоставимо разве что с риторикой Рейгана об «империи зла». Россию обвинили в «крупнейшей со времен Гитлера экспроприации еврейской собственности» («Вашингтон пост»), ее обличили в неоимпериализме (сенатор Джон Маккейн) и требуют исключить из «большой восьмерки» (бывший замминистра обороны Ричард Перл).
Конечно, скандал вокруг «ЮКОСа» для Америки все-таки не то же самое, что афера «Энрона» для России. Акции нефтяной империи Ходорковского несколько лет котировались на нью-йоркской фондовой бирже. Местные инвестиционные и пенсионные фонды вложили в них миллионы, а теперь несут убытки. Они, конечно, знали, что рискуют, связываясь с нами. К тому же это деньги множества простых американцев, которые никогда не слышали фамилии опального олигарха и не в состоянии поднять такой скандал.
Американский шум вокруг дела Ходорковского грядет совсем с другой стороны. «Как это там у вас называется? - спросил мой поработавший в России коллега из «Лос-Анджелес таймс». - Кажется, «кры-ша»? Вот-вот, это именно то, что построил он тут в последние годы».
100 тысяч долларов для Лоры Буш
Год назад в Вашингтоне прошел Национальный книжный фестиваль, который устраивала Лора Буш (мероприятие ознаменовалось, помимо прочего, приглашением на него Людмилы Путиной). Одним из главных спонсоров бесценного для пиара праздника в Белом доме и вокруг него был Михаил Ходорковский, пожертвовавший фестивалю 100 тысяч долларов.
Попозировав камерам и нафотографировавшись с литературной элитой Америки, обе дамы отправились на обед в библиотеку конгресса. Но и там, в главном книгохранилище Америки, Ходорковский успел продемонстрировать свою щедрость: накануне он подарил библиотеке 1 миллион долларов.
500 тысяч российский олигарх преподнес Вашингтонскому фонду Карнеги, собравшему под своей крышей известных экономистов и политологов. Другой «мозговой центр» - Брукингский центр - отказался от пахнущих российской нефтью долларов из подозрений к прошлому дарителя. Но, по словам аналитика центра Фионы Хилл, многие подобные организации, нуждающиеся в средствах для исследования России, искали расположения сорящего деньгами главы «ЮКОСа». Глядя на сегодняшнее обилие сочувственных Ходорковскому комментариев местных экспертов по России, трудно избавиться от мысли, что олигарх и здесь сделал удачные инвестиции.
Зиц-председатель Киссинджер
Генри Киссинджера в совет директоров фонда «Открытое общество» залучил британский опекун Ходорковского лорд Ротшильд. Теперь бедный Киссинджер должен оправдываться, что видел самого Ходорковского лишь дважды, а его стул в совете директоров вовсе не означает «одобрения деловой практики олигарха». Зато Ходорковский заседал в консультационном совете фонда Carlyle Group с другим экс-госсекретарем Джеймсом Бейкером, обедал с Джорджем Бушем-старшим и называл простецки по имени теперешнего американского посла в Москве Александра Вершбоу.
Остается удивляться, как быстро утверждается хорошо профинансированный имидж, вытравивший из памяти обычно щепетильных американцев типовой образ «барона-разбойника» российского капитализма. К тому же к слаженной работе местных PR-кампаний прибавились голоса влиятельных американцев, во все большем числе заседающих в директоратах и советах компаний Ходорковского.
«Многие из них получают деньги, большие деньги, - сказал мне один из собеседников, пожелавший ввиду деликатности вопроса остаться анонимным. - Теперь они не просто борются за свои рабочие места. Зная вашу российскую практику, я не удивлюсь, что, к примеру, часть этих денег им платили «черным налом». Представьте, ваша прокуратура конфискует сервер «ЮКОСа» и находит эту информацию. Это же бомба. Они в панике, тут им за это грозит тюрьма. Я понимаю их истерику».
О чем молчит президент США
Еще в 2000 году, готовя своего нынешнего шефа к дебатам с Гором, Кондолиза Райс написала на его шпаргалке: «Увлекшись приятными разговорами с Москвой, Клинтон просмотрел разворовывание национального достояния России». Райс не приняла Ходорковского, добивавшегося аудиенции в прошлом году. Теперь - под шквалом звонков в связи с делом Ходорковского - Белый дом ощутил себя в весьма деликатной ситуации.
И дело не только в том, что большинство звонков - из нефтяного Техаса, вотчины бушевского клана, от богатейших и влиятельных людей, которым трудно отказать. Притормозившая теперь сделка по продаже 40 процентов акций «ЮКОСа» корпорациям Exxon-Mobil и Chevron-Texaco означала бы окончательную утрату Россией контроля над своим нефтяным рынком. Но одновременно полностью ложилась в русло стратегической задачи США - создание надежных альтернативных источников нефти в дополнение к нестабильному Ближнему Востоку.
Есть и еще один глобальный интерес, о котором в Вашингтоне говорят мечтательно, но шепотом. Вместе с российской нефтью к американским корпорациям может перейти контроль и над запланированными нефтепроводами из Сибири на Дальний Восток. Это значит, что американцы, не имеющие сегодня никаких рычагов влияния на Пекин, смогут взять за горло отчаянно нуждающийся в нефти Китай.
Осаждаемый со всех сторон Буш не проронил на публике ни слова о деле Ходорковского. «Пронзительно» (по выражению «Нью-Йорк таймс») молчат вице-президент, госсекретарь и прочие политические фигуры администрации. Проблемы «ЮКОСа» демонстративно свалены на двух профильных членов кабинета - министра торговли Дональда Эванса и министра энергетики Спенсера Абрахама. Они ведут интенсивные деловые переговоры с российскими коллегами, но не допускают никакой публичной критики.
Все это означает как минимум две вещи. В Вашингтоне понимают: Россия не отступит в вопросе, где речь идет об ее основополагающих стратегических интересах. А потому куда разумнее сегодня вместе противостоять глобальным опасностям, чем ссориться вдрызг из-за денег и нефти ловкого олигарха.
ДОСЛОВНО
На Западе его называли «господином Русская Нефть»
А вот что пишут о ситуации вокруг «ЮКОСа» ведущие американские газеты:
«Настойчивые усилия г-на Ходорковского с целью завязать знакомства с другими влиятельными американцами принесли свои плоды. В июле прошлого года он встречался с министром энергетики США Спенсером Абрахамом и обсуждал с ним нефтяную политику Америки. В сентябре в Россию приезжал бывший президент США Джордж Буш-старший, который выступал на обеде, где присутствовал также г-н Ходорковский».
«Нью-Йорк таймс».
«Задолго до своего 40-летия он скопил 8 млрд. долл. США и решил, что пора заняться очищением своего имиджа. Он начал обхаживать западных инвесторов, реформировать свою деловую практику и жертвовать крупные денежные суммы на благотворительность. Достигнув известности за рубежом, он стал, как выразился один аналитик, «господином Русская Нефть».
«Вашингтон пост».
Читайте последние новости о Михаиле Ходорковском в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|