Даже убийственные улики не всегда убеждают судей. 8 ноября 1993 года около четырех утра в подъезде собственного дома в упор из трех пистолетов был расстрелян заместитель управляющего коммерческим банком "Екатерининский" Евгений Мотенко. В него выпустили восемь пуль. Это было первое в Санкт-Петербурге заказное убийство банкира. В отличие от многих других это преступление удалось раскрыть. Так считают городская прокуратура и региональное управление по борьбе с организованной преступностью (РУОП). По их убеждению, они нашли всех участников убийства - от заказчиков до непосредственных исполнителей. Петербургская прокуратура и милиция были уверены, что с уликами, добытыми во время следствия, суд вынесет обвинительный приговор. В их руках оказалась редкая добыча: аудиозапись разговора заказчиков и исполнителей убийства, сделанная в момент, когда они обсуждали способы устранения банкира. Аслан Дамаев и Марат Алабаев. Микрокассета.
Вот лишь небольшой отрывок из расшифровки этой записи. В разговоре участвуют: начальник взвода патрульно-постовой службы ГАИ Приморского района Санкт-Петербурга майор Алексей Субботин, заместитель управляющего коммерческим банком "Екатерининский" Валентин Дубицкий, три гражданина Чечни - Умар Алхазов, Аслан Дамаев и Марат Алабаев. Из-за ограниченного места некоторые реплики опускаю.
Дамаев: Валентин, ты уже все надумал, конкретно его убрать, да?
Дубицкий: Ребята, по-другому здесь ну никак не получается. Я человеку уже столько... Два месяца назад разговор был: "Женя, вот ты зам. управляющего, не лезь туда, куда тебя не просят".
Дамаев: Он не понял, да?
Дубицкий: Он просто не понимает, лезет туда, куда просто не надо лезть. Вот прикинь. Приходит сумма триста "лимонов". Я с управляющей решаю вопрос. Встревает он. и начинается (нец.). (Дальше речь идет, судя по всему, о какой-то финансовой афере, которая должна принести ее участникам миллиард рублей. - И.К.)
Дамаев: Согласись. Это сумма не 50, не 10 миллионов - миллиард.
Дубицкий: У тебя карта города есть?
Дамаев: Он живет вот здесь. Мы с вами - здесь. Работает он по часам и очень быстро (уезжает). Значит, для того, чтобы, скажем так, если уехать, увозить из этой черты города. Это Мурманск. (Обсуждается вариант убийства Мотенко с последующим вывозом за город и захоронением. - И.К.)
Субботин: Там два КП.
Дубицкий: Здесь КП сразу же и через два километра еще один КП. Значит, если московская трасса, там буквально через полтора километра КП.
Субботин: Московская отпадает.
Дубицкий: Остается мурманская. Два КП. Риск? Я считаю, что риск (нец.). Везти через весь город.
Алхазов: Короче, понятно. Как мы это делаем?
Дубицкий: Давайте решать.
Дамаев: В подъезде его валить, в подъезде его стрелять?
Дубицкий: Если оставить на месте - уголовное дело.
Субботин: Трясти будут меньше, если он пропал без вести. Пропал и пропал.
Алхазов: Как его фамилия?
Субботин и Дубицкий в один голос: Мотенко.
Алхазов: Его надо в подъезде, чисто технически, я могу хоть как, понимаешь?.. Чисто технически, как его убрать, знаешь, красиво убрать.
Дубицкий: Мне (нец.), как там, грязно, не грязно.
N.: Мне главное, чтобы тот человек, чтобы его не было. (Эту фразу произнес, видимо, Алабаев, пятый участник диалога. За весь разговор он произнес всего несколько фраз, поэтому его голос идентифицировать не удалось. - И.К.).
Дубицкий: Вот правильно (смех). Чтобы его не видеть. Чтобы он не мешал нам спокойно развиваться. Я против того, чтобы кого-то убивать. Ну жалко человека.
Неразборчивая речь участников разговора, смех. Как убивали банкира? Как же эта уникальная запись оказалась в руках следствия? Спустя год после убийства банкира, в декабре 94-го, сотрудники РУОП арестовали практически всех, кто подозревался в причастности к преступлению. Попутно следствие раскрыло еще одно убийство - водителей-азербайджанцев. В обоих случаях, по мнению следствия, действовали одни и те же люди. Среди арестованных оказались: Субботин, Дубицкий, Умар Алхазов, Дамаев и еще четыре человека. Спустя полгода взяли и Алабаева. Следствие вела одна из лучших сотрудников городской прокуратуры старший советник юстиции Наталья Литвинова, ей помогали следователи по особо важным делам горпрокуратуры Виктор Тепляков и Сергей Капитонов. Оперативную работу группы обеспечивал старший оперуполномоченный по особо важным делам РУОП капитан Сергей Умнов.
|