1. За что власть так «мочит» Ходорковского?
Один человек тут недавно убеждал меня, что Путин невзлюбил главу «ЮКОСа» после того, как олигарх в отличие от других денежных мешков демонстративно стал приходить на встречи с президентом в водолазке. «К Бушу небось и костюм бы надел, и галстук», - рассуждал этот сторонник «костюмной» версии.
Однако рискну предположить, что Ходорковский не оказался бы в нынешней ситуации, даже если бы вдруг пришел в Кремль в наряде индейца племени сиу. А вот того, что в последнее время он всячески демонстрировал свое пренебрежение неписаными правилами, по которым живет властная «верхушка», не отрицают многие. Мол, почувствовал себя круче Путина.
Ну скажите, какому президенту понравится, когда он прикладывает титанические усилия для того, чтобы отстоять одну внешнеполитическую линию («США по отношению к Ираку не правы»), а крупнейший бизнесмен в его стране выступает в роли пятой колонны, пропагандируя линию прямо противоположную («Правы США или нет, но мы должны быть с ними»)?
А тут еще подчиненные сигнализируют: мол, когда вы вылетели за границу с очень важным для страны официальным визитом, этот нехороший человек проплатил против вас кампанию в прессе. Правда ли, нет ли, кто знает, но осадок-то остается.
Но особо, говорят, президента разгневал случай, когда внесенный им в Госдуму законопроект, предполагающий заметный рост налоговых поступлений в бюджет (а это зарплаты врачам, учителям, военным, пенсии и проч.), депутаты неожиданно «прокатили». Люди из путинской администрации, проведя расследование, выяснили: законопроект оказался невыгоден «ЮКОСу».
И люди Ходорковского якобы «проплатили» депутатам за то, чтобы те голосовали «против». Самые компетентные политики в России признают: в последний год ни одно крупное экономическое решение в Думе не могло пройти без предварительного согласия Ходорковского.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Подъезжает к Думе Зюганов - на крутой иномарке, в костюме от Версаче. Ветеран-коммунист, увидев это, сокрушается: «И ведь все на народные деньги!» «Оставьте, - бросает ему Зюганов. - Откуда у народа такие деньги?»
Ходорковский и его люди финансируют оппозиционные Кремлю партии - СПС, «Яблоко» и КПРФ. А это немалые деньги. К примеру, как шепчутся в Думе, между «ЮКОСом» и КПРФ заключено стратегическое соглашение на 5 лет. Цена соглашения - около $70 млн.
Когда олигарх «прикармливает» одновременно и правых, и левых - это уже не поддержка политических союзников, но откровенная борьба за политическую власть в России. И это тоже - «нарушение правил».
Однако главное, пожалуй, в том, что Кремль весьма беспокоит альянс, наметившийся между империей Ходорковского и американской «МобилЭкссон». По мнению некоторых аналитиков, слияние компаний может представлять угрозу национальной безопасности страны: энергетика России окажется в серьезной зависимости от американских партнеров. И, начав кампанию против «ЮКОСа», власти столь неуклюжим способом пытаются сорвать сделку.
По некоторым сведениям, после ареста Ходорковского переговоры с американцами приостановлены.
В пользу этой версии говорит и последовавшая за арестом Ходорковского атака на «Сибнефть».
2. Но ведь «ЮКОС» занимается благотворительностью?
О масштабах благотворительности «ЮКОСа» и его шефа вышло немало материалов, хотя сфера это вроде как интимная и деликатная. Да, нефтяная компания помогает детям - лицей вон построила, компьютеризацией школ занимается.
С другой стороны, по сведениям из источников в рекламном бизнесе, на рекламу и пиар Ходорковский тратит около 300 млн. долларов в год. «Это как если бы я, получая миллион долларов, отдавал нищему десятку, а потом организовывал бы материалы про этот поступок во всех газетах и на ТВ», - прокомментировал ситуацию один из столичных пиарщиков.
И еще о милосердии. Исследователи жизни Ходорковского из журнала «Компромат. Ру» (весь тираж журнала, посвященного «ЮКОСу», подвергнут цензуре - впервые в истории новой России. - Авт.) раскопали любопытную историю. По их сведениям, в преддверии нарождения в России финансовых пирамид банк «Менатеп», созданный бывшим комсомольским лидером Ходорковским, одним из первых стал продавать народу свои акции. О Лене Голубкове тогда еще и не слышали. Сотни тысяч вкладчиков «Менатеп-инвеста» в итоге пролетели. Спустя некоторое время Ходорковский скажет: «Контролируемый хаос - наилучшая среда для того, чтобы делать большие деньги».
3. Почему Ходорковского защищают пресса, депутаты, адвокаты?
Было бы странно, если бы депутатские фракции СПС, «Яблоко» и КПРФ, получающие финансовую поддержку олигарха, заняли иную позицию. СМИ живут во многом на доходы от рекламы, а деньги от «ЮКОСа» - немалая их часть. У адвокатов же вообще работа такая - любыми путями защищать клиента. Кстати, по сведениям прессы, зарплата адвокатов «ЮКОСа» - сотни тысяч долларов в год.
Согласитесь, за такие деньги можно выступать отважным защитником.
4. Почему Генпрокуратура так бесится?
Похоже, первые лица «ЮКОСа» действительно довели прокуроров до белого каления.
Михаил Ходорковский тоже не был замечен в почтении к прокурорским. То по ТВ намекал на их, мягко говоря, несообразительность («Неужели эти ... думали, что мы, отправляя компьютеры в лицей, не почистим их?»), то прилюдно называл первого зама Генпрокурора Бирюкова «оборотнем» в погонах. В частных же беседах глава «ЮКОСа», говорят, был еще красноречивее. Неудивительно, что столь открытая демонстрация презрения в конце концов вызвала ответную - возможно, и неадекватную - реакцию прокуроров.
Недавнее избрание одного из владельцев «ЮКОСа», Василия Шахновского, членом Совета Федерации - после того как ему было предъявлено обвинение, - говорят, привело Владимира Устинова со товарищи в ярость.
ЦИТАТА В ТЕМУ
Из интервью президента Путина:
«У нас есть категория людей, которые разбогатели и стали миллиардерами, как у нас говорят, в одночасье. Их государство назначило миллиардерами: просто раздало огромные имущества государственные практически бесплатно. Они так сами и говорили: меня назначили миллиардером. Потом, по ходу пьесы, у них создалось впечатление, что на них Боженька заснул, что им все можно. И, по сути, была предпринята попытка создать в России систему такого олигархического правления, когда за спиной видимых политических фигур вставали люди, которые на поверхности себя не показывали, но реально формулировали политические решения общенационального значения».
5. Почему у Ходорковского столько защитников, а у власти - никого?
Вообще защитников у Ходорковского оказалось немало - не только по эту сторону океана, но и по ту. Хотя вроде бы их-то какое дело? Представим на минутку ситуацию, когда американская полиция арестовывает за финансовые махинации владельца какого-нибудь Бэнк оф Нью-Йорк, а посол России в США и высокопоставленный сотрудник администрации Путина тут же выступают с резким заявлением: мол, нам кажется, что это беспредел, мужик-то из банка - кристально честный.
Многие защитники Ходорковского в эти дни набросились на Путина. И здесь напрашиваются другие наивные вопросы: а почему никто не защищает самого Путина? И вообще действия власти? Ведь у нее хватает серьезных аргументов - и они далеко не только те, которые изложены в обвинительном заключении Генпрокуратуры? Где авторитетные экономисты, способные пролить свет на экономические действия олигарха? Где политологи, четко и внятно анализирующие политическую целесообразность действий властей? Где кремлевские политтехнологи, которые не могут не осознавать губительности для имиджа власти и самого Путина этого громкого шума вокруг «дела Ходорковского»? Почему телеканалы, именуемые пропрезидентскими, не проведут открытые дискуссии на столь животрепещущую тему, а в основном предоставляют свои эфиры обеспокоенным судьбой Ходорковского и «ЮКОСа»? Почему единственным, кто мог всерьез сказать слово в защиту президента, оказался сам президент? Так что последний наивный вопрос: неужели Ходорковский уже успел «приватизировать» всех и вся?
6. Останемся ли мы без инвестиций?
Не испугались западные воротилы ареста Ходорковского! Наоборот, готовы вкладывать в нас деньги щедрее. Для бизнесмена важны три вещи: прибыль, надежность, безопасность. Дивиденды в России стригут выше, чем в США и Европе. Рейтинг надежности нам как раз только что присвоен агентством Moody,s. А от Генпрокурора иностранец легко отмахнется паспортом.
К тому же инвесторы любят, чтоб в стране была стабильная, крепкая власть. И если президент в России не гнется под олигархами - это то, что нужно.
Однако встречным курсом из России теперь побежит отечественный капитал. Уже после летнего наезда на «ЮКОС» отток денег из страны превысил инвестиции на $7,7 млрд. В первом полугодии долларов больше прибывало. Олигархи гадают, кто из них следующий попадет в КПЗ, и готовят «зимние квартиры» за границей. Второй после Ходорковского российский богач Роман Абрамович успел за год распродать почти весь свой бизнес в России и болеет спокойно в Лондоне за собственный клуб «Челси».
Однако, даже если все олигархи сядут в тюрьму или сбегут из страны, а акции их компаний станут макулатурой, экономика России не рухнет. Сибирь будет дальше качать нефть, Магадан - копать золото, Поволжье - сеять хлеб. Мировые цены на газ, нефть и металл тоже вряд ли обвалятся. А налоги бизнес станет платить даже лучше. Пусть и со страху. Если так, что в России рухнет-то?
Котировки акций на бирже - это экономика виртуальная. Она выросла вместе с олигархами, и ей без них может не поздоровиться. А может и обойтись. Но экономике реальной - заводам, полям, рудникам - хуже не станет. Лишь бы страна оставалась рыночной. Иначе чуть палку перегнул - и получай колбасу по талонам.
Читайте последние новости о Михаиле Ходорковском в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|