На минувшей неделе министр природных ресурсов Виталий Артюхов вновь решил показать свою суровость в отношении нарушителей лицензионных соглашений. В составе МПР было создано управление мониторинга и контроля за выполнением условий лицензий по крупным объектам недропользования. Начальником управления был назначен Виталий Закальский, ранее работавший заместителем руководителя департамента лицензирования и СРП в Минприроды. В качестве первых объектов проверок были выбраны месторождения компаний "ЮКОС", Shell и ExxonMobil. В этом не было бы ничего особенного, если бы не биография руководителя вновь созданного управления. Дело в том, что Виталий Закальский пришел на работу в МПР всего год назад, а ранее он трудился в компании "Роснефть". Когда нынешний президент "Роснефти" Сергей Богданчиков возглавлял компанию "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", Виталий Закальский был его заместителем. Затем Закальский перешел в "Роснефть-Краснодарнефтегаз" для того, чтобы зачистить там людей бывшего президента "Роснефти" Александра Путилова и вернуть блудную "дочку" под контроль головной компании.
Теперь Виталию Закальскому придется проверять выполнение лицензионных соглашений крупными нефтяными компаниями, наибольший интерес из которых у него вызвал "ЮКОС". В принципе, в этом нет ничего удивительного, ведь "ЮКОС" и "Сибнефть" являются лидерами по добыче нефти. Некоторые специалисты отмечают, что высокие показатели достигаются этими компаниями за счет варварской разработки недр. Хотя руководство "ЮКОСа" и "Сибнефти" уверяет общественность, что быстрый рост добычи обусловлен внедрением суперсовременных технологий. Если говорить о выполнении лицензий, то в МПР и до создания нового управления имелась полная информация по этому вопросу. Если рассмотреть исполнение каждой отдельной лицензии, то из 177 лицензий, имеющихся у "ЮКОСа", по 69 нарушения по нормам отбора превышают 10% (в МПР считают, что нарушения в пределах 10% являются несущественными). У "Роснефти" из 155 лицензий - 106 исполняются с серьезными нарушениями. "Сибнефть" из своих 25 лицензий - 20 злостно нарушает.
В принципе, Виталию Закальскому будет очень трудно объяснить, почему его заинтересовал именно "ЮКОС", а не "Роснефть": проблемы с исполнением лицензий имеются у обеих компаний. Пока на этот вопрос имеется простой ответ - проверить "ЮКОС" попросила Генеральная прокуратура, у которой традиционно имеется множество вопросов к руководству этой компании. Причем, в данном случае поводом для обращения в МПР стал запрос в Генпрокуратуру депутата Государственной думы Гаджи Махачева (входит в группу "Народный депутат"). В этом тоже нет ничего удивительного, ведь до того, как стать депутатом, Гаджи Махачев возглавлял компанию "Роснефть-Дагнефть". Интересно, как бы отреагировала прокуратура, если бы получила запрос с просьбой проверить "Роснефть" от депутата Владимира Дубова (бывший топ-менеджер "ЮКОСа").
Ни для кого не является секретом, что у "Роснефти" и "ЮКОСа" имеются разногласия по многим вопросам. Поэтому активность выходцев из госкомпании вполне понятна - конкурента нужно дожать. Но причем здесь Shell и Exxon - тем более что они разрабатывают месторождения на условиях соглашений о разделе продукции, которые курирует Министерство экономического развития и торговли, а не МПР. Здесь тоже все просто. Именно эти компании называются в качестве главных претендентов на покупку акций "ЮКОСа". Поэтому иностранцам, по всей видимости, нужно вежливо объяснить, что торопиться с этой сделкой им не стоит.
|