Нефтяной холдинг "ЮКОС", похоже, надолго останется российским. По сообщению газеты Financial Times, ChevronTexaco и ExxonMobil заморозили переговоры о покупке блокпакета акций "ЮКОСа" из-за ареста его главы Михаила Ходорковского. К тому же основные владельцы компании опасаются, что принадлежащие им акции могут попытаться арестовать российские власти.
"ЮКОС" - крупнейшая в России и четвертая по величине в мире нефтяная компания. После слияния с "Сибнефтью" к концу 2003 г. ее запасы составят 19,4 млрд баррелей нефтяного эквивалента, а добыча превысит 100 млн т нефти в год. "ЮКОС" выкупил 92% акций "Сибнефти" у структур, близких к губернатору Чукотки Роману Абрамовичу, и его партнеров. В обмен структуры Абрамовича получили $3 млрд и 26,01% акций "ЮКОСа". Еще 52% акций "ЮКОСа" контролирует гибралтарская Group Menatep.
К осени мало у кого оставались сомнения, что вскоре за слиянием "ЮКОСа" и "Сибнефти" последует продажа доли в компании одному из западных нефтяных гигантов. В начале октября президент Владимир Путин публично посоветовал владельцам "ЮКОСа" проконсультироваться с правительством по поводу предстоящей продажи 40% компании ExxonMobil. В качестве претендента на блокпакет акций "ЮКОСа" называли Chevron Texaco. Хотя потенциальные покупатели предпочитали отмалчиваться, топ-менеджеры "ЮКОСа" признавали, что ведут переговоры о продаже компании.
Инвесторы рассчитывали, что появление иностранного совладельца поможет владельцам "ЮКОСа" в их войне с правоохранительными органами. Но после ареста в минувшую субботу предправления "ЮКОСа" Михаила Ходорковского надежды на скорую сделку рухнули. По сообщению FT, ExxonMobil и ChevronTexaco временно приостановили переговоры о покупке доли в "ЮКОСе". Источники газеты утверждают, что обе компании сохраняют интерес к этой сделке, но дальнейшие переговоры возможны только после того, как разрешится ситуация с арестом Ходорковского. При этом предполагаемая сделка с ChevronTexaco более подготовлена, чем сделка с ExxonMobil. Первая из компаний хотела бы создать совместную структуру с "ЮКОСом" и рассматривает возможность обмена активами. ExxonMobil хотела бы получить до 40% акций "ЮКОСа".
"Мы являемся одним из крупнейших инвесторов в России и работаем на долгосрочную перспективу, - сказал вчера "Ведомостям" пресс-секретарь ExxonMobil Том Сириглиано. - Те временные колебания, которые происходят сейчас в стране, не влияют на наши долгосрочные планы". Он наотрез отказался комментировать возможность приобретения его компанией доли в "ЮКОСе" и заключение под стражу главы этой компании. "Арест Ходорковского - внутрироссийское дело", - полагает Сириглиано. Примерно то же говорит и представитель ChevronTexaco Мэрипэт Секстон.
Между тем сразу два близких к Group Menatep источника сказали "Ведомостям", что владельцы "ЮКОСа" всерьез опасаются, что власти попытаются арестовать принадлежащий группе пакет. "Прокуратура официально объявила, что оценивает ущерб, причиненный владельцами "ЮКОСа", как минимум в $1 млрд. Хотя это и дико, мы не исключаем, что будут предприняты попытки истребовать эту сумму в судебном порядке. При этом в качестве обеспечительной меры может быть арестован пакет основных акционеров", - говорит один из собеседников "Ведомостей". А другой отмечает, что группа хорошо подготовлена на этот случай и "акции будет непросто найти". Частично застраховались в "ЮКОСе" и от новых действий Генпрокуратуры в отношении кого-то из топ-менеджеров нефтяной компании. Обязанности главы компании вместо избранного в Совет Федерации Василия Шахновского возложены на его первого вице-президента гражданина США Стивена Майкла Тиди. Тиди наделен всеми полномочиями по оперативному управлению компанией, включая право финансовой подписи.
"Хотя юридически подать иск об аресте акций "ЮКОСа" возможно, на деле это вряд ли будет сделано", - утверждает источник, близкий к руководству Генпрокуратуры, и поясняет, что правоохранительные органы попросту не обладают необходимыми ресурсами для ведения подобных дел. "Например, во время дела владельца "Медиа-Моста" Владимира Гусинского подобных исков не подавалось, а все судебные дела вел "Газпром", - напоминает чиновник. Кроме того, отмечает он, обвинения в адрес Ходорковского принципиально мало отличаются от обвинений в адрес другого совладельца компании - Платона Лебедева и, раз подобных исков до сих пор не было, это указывает на их малую вероятность в будущем.
|