Горьковский автозавод обвинили в нежелании платить долги, сделанные прежним руководством ГАЗа. Несколько бывших партнеров автозавода уже подали иски в суды, и их примеру может последовать даже Европейский банк реконструкции и развития - если не договорится с "Сибирским алюминием" о расчетах ГАЗа по просроченному кредиту.
Среди подавших иски против ГАЗа - нижегородское ЗАО "Интекс-С", трейдинговая компания, которая при прежнем руководстве ГАЗа поставляла на завод алюминиевые сплавы. Вчера ее представитель заявил "Интерфаксу", что ГАЗ намерен реструктурировать свои коммерческие долги сроком на пять лет и уже приостановил выплаты кредиторам. Долг ГАЗа перед самим "Интексом-С" невелик - всего 5,6 млн руб. (общая кредиторка завода - около 14 млрд руб. ). Но представитель трейдинговой компании утверждает, что арбитражные суды Нижегородской области сейчас рассматривают иски 69 кредиторов ГАЗа на общую сумму в 270 млн руб. Советник гендиректора ГАЗа Максим Ремчуков подтвердил эту сумму, но заявил, что большая часть исков приходится на необоснованные долги, которые вряд ли будут учтены судом. По его словам, эти долги в основном были рождены вексельными схемами, по которым ГАЗ работал с поставщиками и дилерами до появления на заводе "Сибирского алюминия". "Сибал" прекратил вексельные расчеты, что вызвало недовольство прежних партнеров автозавода.
Однако Андрей Зотиков - один из акционеров "Интекса-С", бывший председатель совета директоров этой компании, а ныне советник федерального инспектора по Нижегородской области Сергея Обозова - описывает ситуацию несколько иначе. Как он рассказал "Ведомостям", гендиректор ГАЗа Виктор Беляев в начале мая издал внутренний приказ, согласно которому расчеты с коммерческими кредиторами ГАЗа должны быть прекращены, пока кредиторы не согласятся на долгосрочную реструктуризацию долга. "В начале года мы по договоренности с новым руководством ГАЗа уже реструктурировали эту задолженность [ГАЗа перед "Интексом"] на шесть месяцев. Но ГАЗ отказался платить и по этой схеме", - утверждает Зотиков. Ремчуков опроверг информацию о прекращении расчетов с кредиторами. К тому же, по его словам, задолженность перед многими крупными кредиторами уже реструктурирована.
Между тем автозавод имеет большие долги и перед банками. Например, долг Европейскому банку реконструкции и развития с учетом штрафов и пеней составляет около $85 млн. По словам Ремчукова, с этим долгом проблем нет - ГАЗ еще в январе выплатил ЕБРР $5 млн, к концу этой недели погасит еще $1,5 млн, а затем предоставит ЕБРР гарантию другого банка на оплату еще $3,5 млн до конца года. Таким образом, всего в 2001 г. автозавод выплатит ЕБРР $10 млн.
Однако отношения "Сибала" и ЕБРР не столь безоблачны, как это описывают на ГАЗе. Представители ЕБРР, ранее дипломатично говорившие о продолжении переговоров насчет долга автозавода, вчера вообще отказались комментировать эту ситуацию. А источник "Ведомостей", осведомленный о переговорах ЕБРР и ГАЗа, заявил, что "Сибал" нарушил схему погашения долга, выработанную сторонами еще в январе. По его словам, банку было обещано вернуть к концу июня около $30 млн, примерно по $5 млн в месяц. После этого ЕБРР мог бы возобновить переговоры с ГАЗом о долгосрочной реструктуризации остатка долга. Теперь же, по словам источника, на реструктуризацию рассчитывать не приходится.
|