Заместитель председателя парламентской комиссии по борьбе с коррупцией депутат Госдумы Николай Шаклеин считает, что бывший первый заместитель министра финансов все-таки ответит перед законом.
В среду депутаты Госдумы уже в четвертый по счету раз отказались принять законопроект "О борьбе с коррупцией", внесенный думским комитетом по безопасности. Среди причин, по которым документ не набрал необходимого числа голосов, парламентарии в первую очередь указывали на ряд содержащихся в законе репрессивных мер, а также на то, что закон ограничивает права предпринимателей и бизнесменов. Однако, по мнению заместителя председателя парламентской комиссии по борьбе с коррупцией Николая Шаклеина, закон направлен против нелегитимного бизнеса чиновников, а меры, предусмотренные в нем, по словам депутата, "способны взять в рамки те явления, которые порождают коррупцию".
Шаклеин пояснил, что прежде всего имеет в виду наиболее громкое дело о коррупции, известное также под названием "миллионы Вавилова и Олейника".
- Там речь идет как раз о коррупции, которая выражается в конкретной статье Уголовного кодекса, - напомнил парламентарий. - Надеюсь, это дело будет доведено до конца, если, конечно, Генпрокуратуре хватит принципиальности и профессионализма...
Дело бывшего первого замминистра финансов Андрея Вавилова проходит рефреном во всех последних законодательных боях в сфере противостояния коррупции. Одним из депутатов это разросшееся до десятков томов уголовное дело даже было названо лакмусовой бумажкой отношения действующей власти к проблемам взяточничества высокопоставленных чиновников. А за самим Андреем Вавиловым в кулуарах Госдумы закрепилось прозвище Зеркала русской коррупции. Возможно, весь вопрос - в сумме украденных из бюджета при его непосредственном участии средств. Возможно - в изящной схеме операции, которая состоялась благодаря поставленной Вавиловым подписи на сомнительных финансовых документах. Как бы там ни было, но вот уже три недели - после майского вызова в Генпрокуратуру - нынешний председатель совета директоров ОАО "Северная нефть" Андрей Вавилов находится под подпиской о невыезде. Это означает, что ему предъявлено обвинение по ст. 286 часть 3 УК РФ (превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия). Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.
Коррупционная составляющая дела Вавилова заключается в том, что будучи в 1995 году первым заместителем министра финансов Андрей Петрович, используя свое служебное положение, дал ход незаконной сделке, в которой участвовали также бывший начальник Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны РФ генерал-полковник Георгий Олейник и бывший вице-премьер Украины Юлия Тимошенко. По версии следствия, в 1995 - 1996 годах при участии Вавилова состоялось незаконное перечисление 450 миллионов долларов из бюджета Минобороны на счета англо-украинской компании якобы в уплату за стройматериалы и топливо для армии. Однако вскоре выяснилось, что международный договор был обыкновенной, хотя и грамотно обставленной, липой. Тылы Российской армии взамен оплаченных счетов так и не получили ни горюче-смазочных материалов, ни газа, ни кирпичей. Следствие также выяснило, что одновременно с переводом денег на счета зарегистрированной в Англии дочерней структуры "ЕЭС Украины" значительно выросло и материальное благосостояние участников авантюрной операции.
То, что в действиях замминистра Вавилова был умысел, подтвердила и заместитель министра обороны РФ Любовь Куделина, которая в те годы трудилась в Минфине под непосредственным руководством Андрея Петровича. Тогда Куделина проявила принципиальность и категорически отказалась исполнять указания Вавилова по оформлению сделки, посчитав ее заведомо противоречащей действующему законодательству.
После предъявления обвинения Вавилов пожаловался на внезапно подскочившее давление и был увезен из прокуратуры в карете "скорой помощи". После этого пресс-служба ОАО "Северная нефть" сообщала, что Андрей Вавилов готовится выехать на лечение в Швейцарию. Однако по другим данным, бывший первый заместитель министра финансов, которому едва стукнуло сорок, никогда не страдал ни кардиологическими заболеваниями, ни скачками давления. Известно, что Вавилов ведет исключительно здоровый образ жизни: ест много витаминов, плавает в бассейне и бегает на свежем воздухе. Конечно, внезапное ухудшение здоровья в кабинете следователя могло быть реакцией организма на стресс, вызванный неожиданным сообщением о выдвинутом против Вавилова обвинении. Но вряд ли бывший высокопоставленный чиновник, привыкший за пятилетнюю карьеру заместителя к разного рода неожиданностям, столь остро подвержен эмоциям. Не исключено, что Вавилов попросту использовал давно известный всякому подследственному трюк, чтобы получить передышку, а заодно подготовиться к обороне. Тем более что ссылка на болезнь и впрямь сработала: в день допроса Вавилов избежал обыска на рабочем месте и дома. Закончилась же пауза контратакой на следственные органы, которая не прекращается и поныне.
Источники в Генпрокуратуре свидетельствуют о беспрецедентном давлении, которое оказывается на следствие в связи с "делом Вавилова". У опального замминистра финансов нашлись заступники и в высших эшелонах власти. Однако глава государства справедливо полагает, что прокуратура - независимый орган, а перед законом все должны быть равны. Противодействие, с которым сталкиваются Генпрокуратура и Главная военная прокуратура в деле Вавилова и Олейника, является ни чем иным, как попыткой дискредитировать инициированную Президентом судебно-правовую реформу и предпринимаемые в государстве шаги, направленные на борьбу с коррупцией. А в том, что оппозиция такой борьбе еще сильна, можно было убедиться по результатам минувшего голосования в Госдуме.
Последние новости о борьбе и противодействии коррупции в России читайте в наших группах: : Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|