Не успела Мосгордума определить дату выборов мэра столицы, как действующий градоначальник Юрий Лужков, и раньше не отличавшийся либеральными методами управления, стал раздавать подчиненным взыскания направо и налево. На вчерашнем заседании столичного правительства Юрий Лужков поставил личный рекорд, наказав в один присест сразу нескольких чиновников. Префект южного округа столицы Петр Бирюков получил строгий выговор с предупреждением о неполном служебном соответствии, главе Москомархитектуры Александру Кузьмину и главе собственного аппарата Льву Ульянову мэр пообещал взыскания, а заодно раскритиковал деятельность своих заместителей Валерия Шанцева и Юрия Росляка.
Повод для столь жестких нападок мэра на подчиненных, безусловно, был -- на заседании правительства заслушивался ежеквартальный отчет о деятельности столичного Комплекса архитектуры и строительства, к которому всегда достаточно претензий и у простых москвичей, и у градоначальника. Однако, по большому счету, ничего нового из этого доклада г-н Лужков открыть не мог. К тому, что строители традиционно срывают планы сдачи жилья весной и летом, а в конце года устраивают аврал, и к тому, что инвесторы по ходу строительства зачастую меняют проектную документацию и получают в итоге более внушительные по масштабам объекты, давно пора было привыкнуть. Но вчера дело не обошлось обычным разносом главы Комплекса архитектуры и строительства Владимира Ресина, которого Юрий Лужков раньше обвинял в срыве сроков и низком качестве построенного жилья, а то и в финансовом «ловкачестве» при взаимоотношениях с инвесторами. Но г-н Ресин выступил с докладом, составленным по лучшим канонам бюрократического искусства. Сначала заместитель мэра рассказал об успехах своего ведомства. К концу года комплекс обещает сдать в Москве более 4,5 млн квадратных метров жилья, а также распространить свою деятельность еще на 24 региона России. Принимаются меры по повышению качества жилья -- в частности, создана и работает «горячая линия» по приему жалоб из новостроек. Постепенно разрешаются конфликты с москвичами, недовольными появлением небоскребов перед их окнами. На перечислении заслуг строителей г-н Ресин не остановился, а тут же начал «посыпать голову пеплом». Он признал, что до сих пор остается нерешенной проблема неравномерной загрузки строительного комплекса в течение года -- вот уже много лет не удается выполнить 50% годового задания именно за первое полугодие. Обычно в первом квартале строится лишь десятая часть от запланированного жилья, а основная нагрузка приходится даже не на последний квартал года, а на конец декабря. Но, не отрицая и своей вины, Владимир Ресин умело перевел ответственность за срыв сроков строительства жилья и многочисленные конфликты строителей с горожанами на Московский комитет архитектуры и строительства. Именно Москомархитектура, по его словам, затягивает оформление проектной документации, а от этого и идут все беды.
В результате гневный взор мэра обратился в сторону председателя Москомархитектуры Александра Кузьмина, которого Юрий Лужков без обсуждения признал виновным в срыве планового задания. «Главархитектура поставила под провал весь 2004 год, -- заявил градоначальник, -- готовя проектную документацию, архитекторы работают по старинке. В результате строители не могут начать работу в первом квартале, а отставание наверстывают уже на стройплощадке за счет качества». Причиной этого, по мнению мэра, является и то, что Москомархитектура «как изюм из булки» выбирает выгодные заказы на коммерческое жилье, оставляя проектные работы по муниципальному жилью «на потом». Робкие попытки главного архитектора столицы найти слова оправдания остались без внимания.
Заодно градоначальник дал понять своим потенциальным избирателям, что стиль столичного градостроительства последних лет несправедливо обзывают «лужсковской архитектурой». Оказывается, г-ну Лужкову самому категорически не нравятся некоторые новострои.
Мэр вчера яростно критиковал весьма распространенную в Москве схему, в соответствии с которой инвестор оформляет разрешительную документацию на минимальный объем строительства, а затем возводит огромное здание в несколько раз больше разрешенного, тем самым, как выразился г-н Лужков, «создавая новые архитектурные доминанты и уродуя облик города». Подобная же схема, по словам мэра, уже используется и в обращении с драгоценной московской землей -- префект Южного округа Петр Бирюков выделил некой фирме под торговый комплекс гектар земли, который в процессе строительства превратился в два гектара с лишним.
Кстати, такая схема используется инвесторами не только для упрощения оформления разрешительной документации, но и для того, чтобы минимизировать оговоренную долю города в общем объеме застройки. Впрочем, экономисты московского правительства эту хитрость давно раскусили и стали включать в тексты договоров пункт о пересмотре оговоренной доли города в случае увеличения инвестором объемов строительства. Однако как вчера выяснилось, Юрий Лужков не понял хода мысли и патриотических замыслов подчиненных. На заседании правительства он пообещал строго «разобраться» с начальником собственного аппарата Львом Ульяновым, который регулярно подсовывает ему на подпись проекты распоряжений с этим самым пунктом. По словам мэра, ему приходится все время вычеркивать эту формулировку, которая «просто провоцирует инвестора на увеличение площадей». Пытаясь сгладить ситуацию, заместитель мэра Юрий Росляк предложил впредь просто запретить инвесторам произвольно менять утвержденную городскими властями проектную документацию. Однако тут же за это поплатился, выслушав ряд претензий Юрия Лужкова, -- так как вице-мэр Валерий Шанцев вдруг признался, что фразу, которую мэр регулярно вычеркивает, так же регулярно вписывают во все его распоряжения именно он и г-н Росляк.
|