Неделю назад было расформировано одно из самых секретных и таинственных управлений МВД - по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, более известное как управление "Р". Управление, в ведении которого находился весь радиоэфир.
Конечно, это можно было бы посчитать обычной ведомственной рокировкой. Реформаторским зудом нового министра. Однако причины таких перемен - совсем в другом. В невиданном по силе скандале, который разгорается сейчас внутри МВД.
Скандал этот держится в строжайшей тайне. Этакая сенсация с грифом "секретно". Впрочем, для того и существуют тайны, чтобы их раскрывать...
На семи холмах
Есть такая легенда: якобы Москва, подобно Риму, стоит на семи холмах: Боровицком, Тверском, Сретенском, Таганском, Трехгорном, Лефортовском, Воробьевых горах...
Может быть, в управлении "Р" тоже слышали эту легенду. Потому-то и поделили столицу на семь частей. Вернее - на семь резидентур... Хотя - нет. Это обычное совпадение.
Резидентуры МВД были раскиданы по всей Москве. Ничем не приметные на вид, расположенные в обычных квартирах или гостиничных номерах, гигантской сетью покрывали они город. Задача их была проста: контроль за радиоэфиром.
Проще говоря, сотрудники МВД могли слушать любые телефонные переговоры, перехватывать пейджерные сообщения. Они слушали и домашние, и мобильные, и сотовые. И перехватывали. В девяноста семи случаях из ста - абсолютно незаконно.
"Под колпаком" МВД находились тысячи людей - чиновников, депутатов, бизнесменов. Назвать всех жертв тотальной прослушки просто невозможно. Даже не потому, что их слишком много. Все компьютерные базы управления "Р" были защищены паролями, взломать которые пытаются сейчас лучшие эксперты страны.
Тем не менее уже сегодня известно, что МВД контролировало высокопоставленных сотрудников Администрации Президента, ФСБ, Генеральной прокуратуры. В расставленные сети попал даже... мэр Москвы Юрий Лужков.
Секретный указ правительства
Конечно, создавалось управление "Р" совсем для других целей. В его задачи входила борьба с хакерами, компьютерными пиратами, владельцами подпольных телефонных переговорных пунктов. И - особой строкой - контроль за переговорами чеченских боевиков.
Именно под закупку суперсовременной аппаратуры для "локализации" Чечни еще в 99-м году секретным постановлением правительство выделило МВД неслыханную сумму - 2 миллиона долларов. Непосредственно для управления "Р".
Справедливости ради скажем, что часть денег была действительно израсходована по назначению. Часть, но не все.
С санкции тогдашнего руководства МВД и лично всемогущего помощника министра генерала Орлова в Москве была организована сеть радиорезидентур. Формально - опять-таки для благих целей. Фактически - для тотального контроля.
"Кто владеет информацией, тот владеет миром", - говорили древние. Мудрость эту бывшие руководители министерства оценили по достоинству.
На протяжении нескольких лет радиорезидентуры МВД собирали и аккумулировали информацию обо всех интересующих генералов людях. Разумеется, незаконно, без каких-либо постановлений суда на прослушивание телефонных переговоров. Впрочем, о каком законе можно говорить, если все эти резидентуры даже не стояли на балансе управления "Р"...
Деликатнейшая оперативная работа превратилась в форменную "махновщину". Мало того что сотрудники выполняли "заказы" генералов - многие грешили и откровенной, несогласованной с "верхами" самодеятельностью. По просьбам коммерсантов, например, ставили на прослушку телефоны их конкурентов. А то и вовсе занимались явным шантажом: записывали какие-либо компрометирующие разговоры, через своих подельников в РУБОПе оформляли липовое оперативное дело, а потом за определенную мзду предлагали жертве "похоронить" материалы. Цена колебалась в пределах нескольких десятков тысяч долларов.
Бояться им было нечего. Руководство МВД надежно оберегало покой "слухачей"...
Тайна одиннадцатого этажа
Но шила в мешке не утаишь. Рано или поздно вся правда должна была выплыть наружу. И она выплыла.
ФСБ и Генпрокуратура давно уже подбирались к "пеленгаторам". Но до тех пор, пока в МВД у власти находилась старая команда, сделать что-либо было невозможно. Только с приходом нового министра, после того, как к делу подключилось "очищенное" управление собственной безопасности МВД, этот нарыв был вскрыт.
Когда сотрудники оперативно-следственной группы приехали на обыски, они были просто поражены. Конечно, они представляли, что столкнутся с вещами абсолютно запредельными. Но чтобы настолько...
Даже в МВД далеко не все знали, что находится на одиннадцатом этаже их родного ведомства. Для большинства это была абсолютная "терра инкогнита" - закрытая от постороннего взгляда зона.
Именно на одиннадцатом этаже располагалась до последнего времени часть подразделений управления "Р". В том числе - самый таинственный, шестой отдел.
Шестой отдел (или по-другому - отдел "Р") в управлении принято было называть отделом разведки. Вокруг него всегда находилась этакая завеса секретности. Дескать, занимается отдел столь серьезными делами, что даже думать о них не положено.
На самом деле никакая разведка не стояла здесь и рядом. По своим функциональным обязанностям шестой отдел отвечал за подавление помех на тех волнах, которые используются МВД. Нечто вроде радиоГАИ. Тем не менее именно этот отдел курировал резидентуры. Естественно - безо всяких на то оснований.
В ходе обысков, которые прошли и в здании МВД, и непосредственно в резидентурах, это было установлено доподлинно. Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 286 Уголовного кодекса - превышение должностных полномочий. Сейчас решается вопрос о предъявлении обвинений бывшему начальнику шестого отдела Анатолию Маслову и и.о. начальника Владимиру Пименову.
Генералов пока не трогают. Но это - пока...
Пятнадцать секунд - бесплатно...
Это - лучшая техника в мире. Эксперты, к которым мы обратились за консультациями, уверяют в один голос: ни одна спецслужба ни одной страны не располагает таким оборудованием, какое было в руках МВД. (Я говорю "было" - потому что значительная часть аппаратуры изъята и хранится теперь в Генпрокуратуре.)
Внешне ничего особенного устройства эти собой не представляют. Обычный ноутбук с подключенным модемом. Разве что длинная вытянутая антенна отличает их от других компьютерных "игрушек".
Но недаром говорят: мал золотник, да дорог. Этот "компьютер" стоимостью в 30-50 тысяч долларов позволял творить настоящие чудеса.
Одновременно он мог слушать более тысячи абонентов. Не только слушать, но и круглосуточно записывать все разговоры в безразмерную компьютерную память.
Как только объект разработки оказывался в зоне пеленгации, через 15 секунд аппарат автоматически включался. (Впрочем, как уже сказано выше, вся Москва была поделена на семь частей, и уйти от преследования было попросту невозможно.) Для того же, чтобы выбрать "жертву", достаточно было забить в базу поиска любой телефонный номер.
Объектом разработки мог стать абсолютно любой. Операторы из шестого отдела регулярно прослушивали эфир. Если до их ушей доносилось какое-то интересное, ключевое выражение - допустим, речь шла о деньгах или же упоминались сановные имена, - они мгновенно включали запись. С этого момента чересчур разговорчивый абонент попадал "под колпак".
Никакого, даже самого мало-мальски формального контроля за работой резидентур не велось. Положенные по закону журналы учета "прослушки" (а таковые имелись на каждой точке) никем не заполнялись. Сотрудники были предоставлены сами себе. Безо всякого риска они могли ставить "на кнопку" любые телефонные номера по собственному усмотрению. (Во время обысков оперативно-следственная группа практически не нашла постановлений суда на прослушивание, как того требует закон.)
То же касается и пейджеров. С ними было еще проще. Все сообщения, приходившие к "объектам", дублировались и заносились в память. Кроме того, техника автоматически срабатывала на ключевые слова.
Помимо семи резидентур, которые находились в разных районах города (в Чертанове, в Крылатском, на Коровинском шоссе, у метро "Щукино", в гостиничном комплексе "Измайлово" и т.д.), "слухачи" использовали и передвижной комплекс радиоперехвата - напичканную специальной аппаратурой машину "Баргузин". В некоторых случаях ее просто подгоняли к нужным зданиям и писали все что хотели.
В дальнейшем весь материал обрабатывался и перебрасывался по модему в головной компьютер, установленный на одиннадцатом этаже МВД. Естественно, с соблюдением необходимых шпионских ритуалов. Все компьютерные файлы были закодированы и строжайшим образом защищены от постороннего вторжения. Впрочем, следствие - это не посторонние...
Волошин с черного рынка
В управлении "Р" к этому скандалу относятся очень болезненно. От любых официальных комментариев отказываются.
"То, что происходит, - считают сотрудники управления, - это следствие "разборок" между спецслужбами. Просто Лубянка решила подмять МВД под себя".
Не знаю. Но зато я доподлинно знаю другое: еще вчера на черном рынке можно было купить расшифровки телефонных переговоров любого известного субъекта (включая и мои собственные).
Да о чем говорить, если даже приемная главы президентской администрации Волошина прослушивалась напропалую!
До волошинской приемной следствие пока не добралось, хотя кое-какие предположения на этот счет имеются. Вполне возможно, эти расшифровки, увидевшие свет в одной из московских газет, - тоже дело рук МВД.
Кстати, о журналистах. В шпионской базе была целая папка, озаглавленная незатейливо и в ногу со временем: "Папарацци". Рискну предположить, что в папке есть и файл, посвященный автору этих строк.
Вот бы почитать...
|