Российское контрнаступление на Украину, начатое осенью прошлого года, завершилось убедительной победой. Прозападное правительство Виктора Ющенко пало, новым премьером назначен вполне приемлемый для России выходец из "красного директората" русскоязычной Южной Украины Анатолий Кинах. Новым послом России стал политический тяжеловес Виктор Черномырдин, отец-основатель и неизменный покровитель "Газпрома".
То, что назначение Черномырдина на этот пост - не синекура и не ссылка, было очевидно и в Москве, и в Киеве. Синекура или ссылка предполагает более отдаленную и не столь тесно связанную с Россией страну пребывания. Например, Танзанию, где Россию представляет бывший руководитель Чечни Доку Завгаев. Или Чехию, в которую после президентских выборов 1996 года был направлен бывший глава Центризбиркома Николай Рябов.
Виктор Степанович отправился на Украину работать. И работать плотно.
Смешно, но о назначении Черномырдина стало известно в тот момент, когда украинский истэблишмент (после отставки Ющенко - "!") гадал - кто будет следующим премьером. Самой распространенной шуткой было утверждение, что Москва командирует в Киев поработать украинским премьером Черномырдина.
Так оно фактически и вышло. Сразу после первой встречи (буквально на следующий день - "!") Виктора Черномырдина с Леонидом Кучмой, на которой первый вручил второму верительные грамоты, украинский президент издал указ о приостановлении процесса приватизации энергетических объектов страны.
Шутки шутками, но Виктор Степанович едва ли не самый лучший из всех российских премьеров - от Гайдара до Касьянова - знаток Украины. А точнее, российско-украинских отношений, которые, по большей части, сосредоточены вокруг российского газа.
Черномырдин, заняв кабинет премьер-министра после Егора Гайдара, первым делом установил на своем столе еще один телефонный аппарат - с надписью "Газпром". Отец-основатель крупнейшей в мире газовой корпорации всегда понимал ее роль и значение в российской экономике и политике и никогда не прерывал с ней свои плотные связи.
Геополитики (особенно западные -"!") любят повторять, что Россия без Украины никогда не станет империей, то есть сверхдержавой. Экономисты (и не только западные - "!") знают наверняка, что без Украины "Газпром" не имеет никаких шансов превратиться в европейскую корпорацию. Не в оценочном смысле этого термина (европейские стандарты - "!"), а в географическом. В смысле - реальным и полноценным участником европейского рынка.
Сегодня "Газпром" - один из крупнейших поставщиков газа в Европу, но не более того. Цену и политику на европейском газовом рынке определяют другие. Между тем, получив "газовую Украину", то есть украинскую газовую инфраструктуру, "Газпром" мог бы вполне серьезно побороться за более высокий статус на Западе.
Главное наследие советского Министерства газовой промышленности - это магистральные экспортные газопроводы, по которым идет на экспорт львиная доля российского газа, и газохранилища. За это наследство и бьется российская газовая корпорация все последнее десятилетие. Получив в свою собственность и то, и другое, "Газпром" имел бы несравнимо лучшие условия для маневрирования на рынке и дальнейшей экспансии.
Газовая дипломатия
В прошлом году возникла самая серьезная за все постсоветское время угроза для интересов "Газпрома" на Украине, которая, в случае реализации, грозила серьезно подорвать его позиции на европейском рынке. Связана была эта угроза с политикой правительства Виктора Ющенко. А точнее, Ющенко-Тимошенко. Еще точнее, Тимошенко-Ющенко.
Именно Юлия Тимошенко, бывшая вице-премьером по топливно-энергетическому комплексу в кабинете Ющенко, развернула мощную атаку на позиции российского газового гиганта.
Бывшая руководительница корпорации ЕЭСУ (Единые энергосистемы Украины - "!"), которую называли "газовой принцессой" Украины, Юлия Тимошенко прекрасно ориентировалась в сфере российско-украинских отношений. Атаку свою она начала с "казачьей хитрости". Стала заманивать противника в ловушку.
Съездив в Москву и публично признав (первой из украинских политиков - "!") долг Киева за российский газ, она заручилась поддержкой "Газпрома" и Москвы. Пользуясь этой поддержкой, Тимошенко практически разгромила всех своих оппонентов в украинской энергетике.
В "Газпроме", традиционно обвинявшем Украину в несанкционированных отборах газа из экспортных труб (проще говоря, воровстве - "!"), не сразу поняли свою ошибку. Лишь поздней весной - в начале лета прошлого года стало очевидно лукавство симпатичного вице-премьера. Тимошенко вместе с премьером Ющенко выступила решительно против участия российских компаний (точнее "Газпрома" - "!") в приватизации магистральных газопроводов и, вообще, мало-мальски серьезных объектов украинской энергетики.
Следующим шагом стала угроза правительства Украины, что они поднимут тарифы на перекачку российского газа в Европу. И, наконец, в июле прошлого года Юлия Тимошенко вылетела в Ашхабад на переговоры об организации альтернативных поставок туркменского газа.
Дело даже не в том, что обаятельная украинская вице-премьерша покорила сердце сурового президента Туркмении, и тот согласился поставлять туркменский газ на Украину. Все равно путь туркменского газа в самостийную державу лежал через Россию. Опасность для "Газпрома" заключалась в другой договоренности.
В Ашхабаде Тимошенко договоривалась с Ниязовым о проекте строительства газопровода из Туркмении на Украину в обход России. Проект этот более чем реален, он давно разрабатывается западными корпорациями и лоббируется Вашингтоном. Все упирается лишь в согласие туркменского лидера.
В случае реализации этого проекта "Газпром" не только лишается запасов туркменского газа, без которого он вынужден будет либо сорвать экспортные поставки (своего собственного газа российской корпорации давно не хватает - "!"), либо заморозить страну. А главное, газовый монополист получает мощного конкурента на своих традиционных европейских рынках. К тому же "Газпром" рискует лишиться украинских магистральных газопроводов, которые в этом случае будут заполняться туркменским газом.
Москва сменила милость на гнев.
Уголовный ответ Москвы
Ободренные поддержкой Москвы противники правительства Ющенко-Тимошенко во главе с президентом Кучмой перешли в атаку.
В решающий момент, когда в Киеве полным ходом раскручивалось "дело Гонгадзе", в бой вступила российская тяжелая артиллерия - генпрокуратура. (Георгий Гонгадзе - украинский журналист, убитый в начале осени прошлого года. Оппозиция в организации этого преступления обвиняет президента Кучму - "!").
В Москве было возбуждено уголовное дело против начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны России генерал-полковника Георгия Олейника. Обвиняют генерала в финансовых хищениях посредством сговора с украинской компанией - ЕЭСУ. Причем сговор имел место именно в те годы, когда ЕЭСУ возглавляла Юлия Тимошенко.
Дело в итоге закончилось тем, что Леонид Кучма в начале нынешнего года отправил строптивого вице-премьера Юлию Тимошенко в отставку, а украинская прокуратура возбудила против нее дело. Тимошенко оказалась в тюрьме, а под Ющенко закачалось кресло.
Тем не менее реформы, начатые "газовой принцессой" с железным характером в украинском топливно-энергетическом комплексе, шли полным ходом. А главное, набирал силу процесс приватизации в этой отрасли. Причем победителями тендеров становились, как правило, исключительно американские компании.
Уголовное давление со стороны Москвы нарастало. В конце концов премьер Виктор Ющенко - любимец Запада и МВФ - ушел в отставку. Близкие к президенту Кучме украинские олигархи, располагающие собственными фракциями в парламенте, сколотили новое большинство в Верховной Раде. Вначале - вместе с коммунистами, чтобы отправить в отставку Ющенко. А затем - и с социалистами, чтобы утвердить нового премьера Анатолия Кинаха при новом российском после Викторе Черномырдине.
Леонид Кучма тут же, не мешкая поручил новому правительству и Фонду государственного имущества приостановить приватизацию энергораспределяющих и энергогенерирующих компаний страны. Причиной остановки назвали "чрезвычайно важное значение надежного функционирования предприятий энергетики для экономики и безопасности государства".
Новый премьер Украины на первой же своей встрече с российским коллегой в Минске клятвенно заверил Михаила Касьянова в том, что Киев обязательно расплатится с Россией за газовые долги. И, несмотря на президентский указ о приостановке приватизации энергетических объектов, не исключил возможности приватизации украинских магистральных газопроводов. Но уже с участием России. А точнее - "Газпрома".
На "первый-второй" рассчитайсь!
Анатолий Кинах имеет репутацию бесконфликтного и лояльного власти политика. Предположить, что он вступит в конфронтацию с президентом, просто невозможно. Но Леонид Кучма наверняка помнит об одном "компрометирующем" эпизоде в биографии Кинаха.
Во время первой для Кучмы президентской кампании Кинах возглавлял николаевский облсовет и числился в твердых сторонниках украинского президента Леонида Кравчука. Однако после первого тура, когда стало очевидно, что чаша весов склоняется в пользу Кучмы, перекинулся к нему.
С тех пор Кинах ни разу не давал повода украинскому главе усомниться в собственной лояльности. Однако следует признать, что хотя у Кучмы в последнее время дела шли неважно, ситуации, когда чиновная рать может выбирать между Кучмой и новым претендентом на власть, на Украине еще не возникало. Как знать, не предаст ли в очередной раз единожды предавший своего первого патрона, если такая ситуация все-таки возникнет на Украине.
Чтобы не рисковать, украинский президент в день утверждения парламентом нового премьера издал еще один указ - о реформировании системы власти. Согласно этому указу вводится новый институт госсекретарей. Госсекретари будут при всех членах кабинета. Главный - при премьере (им стал бывший заместитель главы администрации Леонида Кучмы, его земляк и твердый сторонник Владимир Яцуба - "!"). При этом в министерствах ликвидируются должности заместителей министров.
- Министры становятся политическими фигурами, - пояснил суть реформы глава администрации Кучмы Владимир Литвин. А реальная власть, надо полагать, переходит к госсекретарям. Именно они будут распоряжаться финансовыми ресурсами, принимать решения и реально руководить отраслями. Таким образом, на Украине появился третий, после Кинаха и Черномырдина премьер - Яцуба.
В отличие от "политического премьера" госсекретаря Яцубу и посла Черномырдина нельзя отправить в отставку, даже если весь парламент проголосует против них в едином порыве. Первый назначается президентом Украины на весь срок президентских полномочий, то есть на пять лет, а второй - президентом России на нужный ему срок.
Таким образом, Леонид Кучма элегантно подчинил себе кабинет министров и практически вывел из игры непредсказуемый парламент, который лишился основного рычага воздействия на реальную политику. Парламент может сколь угодно объявлять вотум недоверия кабинету министров, однако в отставку будут уходить лишь бесправные "политические" министры. Реальное правительство госсекретарей останется на том месте, куда его поставил Кучма.
Причины этого шага, безусловно, связаны с тем горем, которое пришлось хлебнуть Кучме при правительстве Ющенко-Тимошенко. Кучму чуть было не вынудили уйти в отставку.
Согласно украинской конституции, замещает президента премьер, который в течение трех месяцев должен организовать новые президентские выборы. А сильный премьер имеет вполне реальные шансы победить на этих выборах.
После реформы угроза королю со стороны премьерского ферзя была нейтрализована. Сегодня главе кабинета министров бессмысленно интриговать против главы государства. Административный ресурс, который может сыграть определяющую роль в выборах нового президента, находится не у премьера в руках, а в руках госсекретаря.
Вторая причина "административной реформы" связана с тем, что на Украину надвигаются парламентские выборы (они состоятся в будущем году - "!"). В преддверии выборов парламентарии имеют обыкновение дистанцироваться от президента и поливать его грязью почем зря, чтобы продемонстрировать электорату свою оппозиционность. И нет никаких гарантий, что после выборов сложится выгодная президенту политическая конфигурация и в парламенте и стране.
Теперь и эта проблема Кучму больше не беспокоит.
Что скажет народ?
Еще одним итогом, чуть ли не главным, "административной реформы" Леонида Кучмы стало то, что наиболее опасная часть оппозиции, получившая сильных и раскрученных лидеров в лице Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, теперь должна будет идти ва-банк. В парламенте, особенно нынешнем, ей мало чего светит. Добиваться возвращения в бесправное правительство Тимошенко тоже не собирается.
Следовательно, у правой оппозиции остается один путь - идти "в народ" и готовиться к решительному и бескомпромиссному сражению с нынешней властью. "В народ" оппозиция уже пошла - сторонники Тимошенко и Ющенко уже ведут сбор подписей за референдум об отставке Леонида Кучмы.
Шансы на победу у них неплохие. Тем более, что проиграли они не войну, а битву. Леониду Кучме не удалось окончательно нейтрализовать своих противников.
Юлия Тимошенко, проведя в предварительном заключении около месяца, была неожиданно для власти освобождена из-под стражи прямо в зале суда. (Судебную власть администрация украинского президента пока еще не контролирует - "!".) И вышла на свободу, окруженная ореолом славы гонимой, но не сломавшейся защитницы национальных интересов и народа.
Украинский народ, так же, как и российский, любит гонимых властью и легко прощает им прошлые грехи. Достаточно вспомнить историю возвращения во власть опального члена политбюро ЦК КПСС Бориса Ельцина в конце 80-х годов.
В такой ситуации Москва не могла полагаться только на "киевского дядьку", и поэтому решила взять процесс под свой контроль. Ставки слишком высоки, а риск очень велик. Виктор Ющенко в качестве премьера доставил Москве немало хлопот. А президент Ющенко, если он таковым, конечно, станет, превратится в практически неразрешимую проблему.
В Киев был направлен Виктор Черномырдин. Политик, не просто хорошо разбирающийся в российско-украинских отношениях, но имеющий давние и тесные отношения со многими сильными фигурами на украинской политической сцене. Политик, прекрасно разбирающийся в хитросплетениях самостийной политики и теневых финансовых схемах украинского ТЭК - основы украинской политической жизни.
В день прибытия Виктора Степановича в Киев в Москве произошло серьезное событие, непосредственно связанное с миссией Черномырдина на Украине. В российской столице прошло заседание совета директоров ОАО "Газпром", на котором был низложен второй после Черномырдина глава газовой корпорации Рем Вяхирев. На его место был "избран" "российский Кинах", мало кому известный молодой человек из Санкт-Петербурга, некогда работавший под началом нынешнего российского президента.
Отставка Вяхирева вовсе не означает, что пуповина, связывавшая Виктора Черномырдина с "Газпромом", разорвана. Напротив, она стала прочнее, только проходит теперь еще и через Кремль.
"Газпром" в течение всех последних лет пытался проводить самостоятельную от Кремля политику. Теперь же он стал однозначно "государственной компанией". В том смысле, что полностью вернулся под контроль государства. И теперь, говоря "Газпром", надо подразумевать Кремль.
Прокурорское "слово"
Накануне отбытия нового российского посла на место назначения в Москве произошло еще одно событие, которое наверняка аукнется в Киеве. 28 мая бывший российский замминистр финансов Андрей Вавилов был вызван в Главную военную прокуратуру на допрос по "делу Олейника". Того самого "дела", из-за которого в начале года арестовали Юлию Тимошенко.
Суть "дела" в том, что в ходе реструктуризации газовых долгов Украины перед Россией была проведена хитрая схема взаимозачета. В результате "взаимозачета" Россия лишилась 450 млн. долларов, а долги Украины так и остались невыплаченными.
Деньги были "прокручены" через "Единые энергетические системы Украины" - компанию в тот момент возглавляла Юлия Тимошенко.
На всех документах по переводу 450 млн. долларов стоят подписи Андрея Вавилова, который занимал тогда пост замминистра финансов России.
Дело, правда, приостановилось, с допроса Андрея Вавилова увезли, как сообщила пресса, в больницу. На самом деле Вавилов поехал не в больницу, а к первому заместителю генпрокурора Бирюкову. Как говорят, предъявлять претензии.
После допроса Андрею Вавилову было предъявлено обвинение по ст. 286 ч. 3 УК РФ. А перед - бывший замминистра финансов России также был у Бирюкова и, видимо, получил определенные гарантии.
Гарантии гарантиями, но можно не сомневаться, что дело бедет продолжено в полном соответствии с буквой закона. Привлекут ли самого Вавилова - еще неизвестно, зато можно с уверенностью предположить, что очередной виток прокурорского расследования приведет к новой попытке ареста Юлии Тимошенко. Тем более что и в Киеве активно готовятся к этому.
В тот день, когда Вавилова допрашивали в Москве, в Киеве спецназ (в масках, как положено, все в добрых российских традициях - "!") штурмовал квартиру и офис судьи Центрального округа украинской столицы Замковенко.
Того самого судьи Замковенко, который принял решение освободить Юлию Тимошенко прямо в зале суда. Штурм закончился выемкой документов и испугом членов семьи судьи. Но ни сам Замковенко, ни его коллеги не сомневаются, что столь беспрецедентный налет был связан именно с тем самым громким решением по делу Тимошенко.
Так что "уголовный" сценарий российско-украинской политики обязательно получит свое завершение. Газовый сценарий пока еще под вопросом.
|